Гвардеец труда. Новотроицк

К 50-летию Дворца культуры металлургов Режиссёры звука, режиссёры судьбы

К 50-летию Дворца культуры металлургов
Режиссёры звука, режиссёры судьбы
Людей, которые приходят на концерты во Дворец, по традиции называют зрителями. Но это в большей мере ещё и слушатели. Практически все творческие коллективы Дворца не могут обходиться без музыкального сопровождения. Даже в театральных спектаклях музыка играет важную роль. Вокальное исполнение – это тоже музыка. А духовой и эстрадный оркестры, муниципальный ансамбль народных инструментов «Сударушка» являются музыкальными коллективами. Было время, когда во Дворце работала музыкальная студия. В ней занималось около двухсот учащихся, с которыми работали 15 преподавателей. Студия делилась на секции. Самой большой была фортепианная секция, здесь обучалось музыке более ста учащихся. В секции народных инструментов были класс аккордеона и класс баяна. Желанным гостем на сцене являлся ансамбль баянистов, руководил которым Б.И.Лысов. Многие выпускники студии стали профессиональными музыкантами. С открытием в городе филиала музыкальной школы и школы искусств музыкальная студия ДК прекратила свое существование. Профессия звукорежиссёра появилась во Дворце сравнительно недавно. В начале большого пути технические функции по установке звука выполняли звукооператоры. Одним из первых на этом поприще был Геннадий Михайлович Бурдастов. В середине 90-х во Дворец пришёл Вячеслав Иннокентьевич Козлов, который и стал практически первым звукорежиссёром. Родился Вячеслав в городе Озёрске Калининградской области. В Новотроицке живёт с 1954 года. Окончил среднюю школу № 14. Учился в Оренбургском культурно-просветительском училище. После армии окончил Орское музыкальное училище по классу балалайки. Параллельно работал в Доме культуры «Строитель», руководил музыкальным ансамблем «Русские узоры». В 90-е годы ДК «Строитель» стал Молодёжным центром, началась реорганизация, в результате которой часть творческих коллективов прекратила своё существование, в том числе и ансамбль «Русские узоры». Некоторое время Вячеслав Иннокентьевич работал в Оренбургской филармонии. По семейным обстоятельствам вернулся в Новотроицк. Тогда его и пригласил на работу директор ДК Виктор Антонович Штарк.  – Я спросил Виктора Антоновича, какую должность он мне хочет предложить?  Звукорежиссёра.   Для меня это было неожиданно. Было ощущение дискомфорта, но в то же время хотелось попробовать себя на этом поприще. Даже в самые трудные времена я не пожалел потом, что дал своё согласие. Я пришёл в настоящий творческий коллектив Дворца, и новая работа меня захватила целиком.  По мнению Вячеслава Иннокентьевича, профессия звукорежиссёра включает в себя творчество и тяжёлый труд. И то, и другое очень важно. Можно сказать и так: на первом месте творчество, на первом месте труд. Работать приходится не только с художественными коллективами Дворца, но и с приезжими профессиональными музыкальными коллективами, тут же, на ходу вникая в специфику их исполнения. Работа с профессионалами – лучшая школа. А Вячеславу Иннокентьевичу приходилось работать в качестве звукорежиссёра с Александром Розенбаумом, с Наташей Королёвой, с вокально-инструментальным ансамблем «Ариэль» и многими другими. Это большая ответственность. Не хотелось ударить в грязь лицом. Зато было приятно, когда настроенные скептически заезжие музыканты после концерта благодарили за настройку техники, за операторскую работу, за все предварительные советы новотроицкого звукорежиссёра. – Да, с профессионалами работать трудно, – говорит Вячеслав Иннокентьевич, – но очень часто с непрофессионалами работать ещё труднее. Тут уже берёшь на себя не только установку и настройку аппаратуры, но и функции музыкального руководителя. Звукорежиссёр должен быть психологом. Надо работать с людьми, подсказывать им, как сделать так, чтобы выступление  лучше звучало. Звукорежиссёр должен слушать музыку, устанавливать звук, определять акустику зала и многие другие нюансы. А потом уже начинается работа звукооператора. Но нам не привыкать работать и звукорежиссёрами, и звукооператорами, и грузчиками. Ведь аппаратуру часто приходится перевозить и устанавливать на импровизированных концертных площадках: на стадионе, на площади, в лагерях отдыха и т.д. Если говорить о сути профессии, то все звукорежиссёры выходят из музыкантов. По моему мнению, для этой работы необходимо иметь высшее музыкальное образование, музыкальный слух, да ещё нужно иметь хорошие технические навыки. Звуковая техника постоянно развивается. Кто не успел, тот может не догнать. Меняется техника, и её нужно осваивать самостоятельно. Выписываю специальные книги, изучаю их. Но это полбеды. Хуже, когда техника устаревает. И нужно на старой технике делать такие вещи, которые соответствуют современным требованиям музыкального искусства. Ещё одна часть работы звукорежиссёра – это запись фонограмм для творческих коллективов Дворца. Иногда всё начинается с нот, иногда с кассеты, на которой записана песня. Тогда нужно мелодию переложить на ноты, сделать аранжировку, записать музыку на новый диск. Вячеслав Иннокентьевич и сам пишет музыку. Некоторые его произведения пополнили репертуар творческих коллективов Дворца. Не забыта и профессия музыканта. По совместительству В. Козлов работает в Центре развития творчества детей и юношества, преподаёт в начальных классах уроки классической гитары. Сам виртуозно играет на этом инструменте. «Играю каждый день, иначе можно потерять квалификацию. Тут такая установка: день не сыграл на гитаре – сам заметил, другой день не сыграл – жена заметила, третий день – друзья заметили. А когда уже начинают замечать зрители – дело плохо». Что для него значит Дворец? «Дворец – это жизнь. Это один из таких вариантов, который даёт возможность дышать и двигаться вперёд. Меня не смущает, что я живу в провинции, что у нас якобы не тот уровень. У нас есть такие талантливые люди, такие коллективы, которые будут заметны на любом уровне. Смею надеяться, что я и сам могу соответствовать этому уровню». Помощником В.Козлова в звукорежиссуре во Дворце является музыкант Николай Иванович Таракин. С детства Николай любил музыку, учился игре на гитаре в клубе «Химик». Окончив профессиональное училище и отслужив в армии, он устроился на комбинат, в ЛПЦ-2 электриком по кранам. После работы играл в эстрадном оркестре, руководил которым Лев Черномордик. Поступил в Орское музыкальное училище на отделение «хоровое дирижирование». После окончания училища уехал по направлению в Матвеевский район. Работал руководителем эстрадного ансамбля в районном Доме культуры, вёл в школе уроки музыки. В 1995 году Николай Таракин возглавил во Дворце культуры металлургов эстрадный ансамбль, получивший со временем название «Эстр – А». В какой-то мере ансамбль является преемником эстрадного оркестра, который работал во Дворце со дня его открытия, и в то же время это совершенно новый коллектив. В репертуаре ансамбля есть хорошие музыкальные пьесы зарубежных композиторов, а также произведения российской (советской) эстрады. Значительная часть репертуара ансамбля состоит из инструментальных пьес и песен самого руководителя. Николай Таракин руководит эстрадным коллективом, являясь к тому же «играющим тренером», работает звукорежиссёром, поёт в муниципальном камерном хоре, пишет музыку, песни, стихи. Таким образом, звуковым оформлением во Дворце занимаются талантливые музыканты, специалисты своего дела, люди, которые не только стали режиссёрами звука, но и режиссёрами собственной судьбы. Анатолий ТЕПЛЯШИН Фото Вадима Мякшина.