Гвардеец труда. Новотроицк

Переходный возраст

Переходный возраст
Философы XVIII века любили сравнивать развитие всего человечества и отдельной человеческой личности. Если развитие плода в утробе матери можно сравнить с развитием жизни на земле, от простой клетки до самого сложного организма, то с появлением младенца на свет начинается период развития человечества и человеческого разума. Доисторический период условно можно назвать младенчеством, древний мир, включая античность, – детством человечества, средневековье и эпоха Возрождения по аналогии соответствуют отрочеству и юности. А потом начинается эпоха Просвещения. «Просвещение – это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находился по собственной вине… – писал Иммануил Кант. –  Несовершеннолетие – это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине имеет причиной не недостаток рассудка, а недостаток мужества пользоваться им без руководства кого-либо другого…» Это в целом верно, причем в приложении не только к отдельной личности, но и ко всему человечеству. Мозг – такой же орган, как и рука, и умение пользоваться им нужно тренировать. Если человек не утруждает свои руки физическими упражнениями, они сами по себе не приобретают излишней силы. Точно также и разум остается в пределах природных своих возможностей, не развивается, если не делать некоторых усилий. Но ведь потребность в таких усилиях не возникает сама по себе, она зависит от того умственного окружения, которое имеется у человека. Для того чтобы начался умственный прогресс отдельных личностей и всего человечества, в обществе предварительно должна сложиться прослойка образованных, научившихся думать людей, которые были бы способны не только давать образование новым ученикам, но и воспринимать идеи самых продвинутых мыслителей. Вот на возникновение такой прослойки и потребовались тысячи лет эволюции. Первоначально редкие искры мыслей, не относящихся к повседневному быту и превышавших уровень усвоенных с детства представлений о мире, залетая в головы людей, казались им настолько удивительными, что воспринимались не иначе, как непосредственный Голос Бога. Рассказами о людях, услышавших голос Бога, переполнены все религиозные источники. А это значит, что мыслить «по современному» люди начали всего лишь полторы – две тысячи лет назад, то есть с развитием мировых религий. Известный ученый Н.А.Морозов в третьем томе своей книги «Христос» посвятил некоторое внимание различным типам беллетристических произведений. Он потратил немало усилий для прояснения хронологии литературных произведений. Он отмечал, что несложными литературными композициями являются молитвы, лирические стихотворения, басни и короткие детские сказки. А сложными произведениями являются большие поэмы, повести и романы, в которые такие отдельные композиции входят как волокна в сложные организмы, переплетаясь между собою всевозможными способами и соединяясь в одно целое переходными мостиками, как цементом. Отличительной особенностью всех романов является их сложная планировка, при которой вместо одной нити рассказа переплетаются две или несколько сюжетных нитей. Эра такого романа начинается только с XIX века, а местом его вплоть до конца того века была только Европа да Северная Америка, как ее самая культурная колония. То же явление можно проследить и по развитию философских учений, не говоря уже о развитии науки и техники. Человечество поэтапно взрослело вплоть до ХХ века. А вот дальше начинаются странности, которые трудно объяснить с разумной точки зрения. Нет сомнений в том, что техническое развитие человечества в ХХ веке пережило невероятный подъем, настоящую техническую революцию. Может быть, по этой причине нравственное и эстетическое развитие, имеющее эволюционную направленность, оказалось далеко позади и даже временами пошло на спад. Если век Просвещения был объявлен переходным возрастом человечества из состояния несовершеннолетия в период получения «полноправного гражданства» на земле, то в ХХ веке его основная часть вновь приобрела подростковые черты. Это проявлялось и в том, что на улицах городов появилась масса ничего не делающего свободного люда, причем людей взрослых. Трудно представить, чтобы взрослые люди болтались без дела среди бела дня в период средневековья или Возрождения. Только в античных городах, если верить истории, такое явление было повсеместным. Но ведь это было детство человечества, и взрослые детки были освобождены от занятий полезным делом в результате рабского труда других людей. В ХХ веке среди взрослых людей возрастает интерес к различным играм. Даже такое позитивное явление, как развитие массового спорта и возрождение олимпийского движения, снова возвращает человечество к детскому возрасту античного мира. Толпы взрослых людей заполнили стадионы, где они сходят с ума от того, что кто-то из игроков забил мячик в ворота другой команды. И что самое интересное, среди так называемых болельщиков безумствуют профессора университетов, знаменитые артисты, представители политической элиты. Мальчишки любят играть в войну, и в ХХ веке это занятие становится особенно популярным среди взрослых людей. Массовые шоу, автомобильные гонки на дорогах, бесконечные развлечения – все это указывает на то, что человечество снова впало в подростковый возраст. Небывалый взлет преступности также характеризует умственную и нравственную отсталость человечества нового времени.     Когда и чем закончится этот переходный возраст? Будет ли человечество снова взрослеть, или жестокие игры приведут его к гибели? Пока на эти вопросы нет однозначного ответа. Игрушки становятся все сложнее, а нравственные критерии все проще. Переходный возраст…