У многих жителей города яркие впечатления жизни связаны с Дворцом культуры металлургов. И даже если эти впечатления пришлись на юные годы, в памяти они остаются на всю жизнь. Вот что рассказал о своих юных годах, связанных с Дворцом, наш земляк, поэт и публицист, лауреат престижных литературных премий, член Союза писателей России Геннадий Красников.
– Одиннадцатилетним мальчишкой я пришёл в драматический кружок к прекрасному педагогу Галине Николаевне Ожеговой, бывшей ленинградской актрисе. Кружок в ту пору располагался в Клубе металлургов (между остановкой трамвая «Гостиница» и «Пушкинская»), куда я ездил из посёлка Максай. А через год открылся Дворец металлургов, и мы перебрались туда, с первого же дня начали обживать ещё пахнущие свежей краской и побелкой бесконечные коридоры и чудесную комнату для занятий. Несколько лет я был участником драмкружка, и даже своего рода знаменитостью, поскольку сразу же стал вести как конферансье все детские и взрослые ночные новогодние концерты сначала в паре с Владимиром Овсянниковым, а после его ранней смерти один, иногда в дуэте с моим ровесником Володей Фильчагиным. Для нас даже специально были пошиты красивые светлые концертные костюмы, которые, быть может, до сих пор ещё где-нибудь пылятся в завалах костюмерной. С Фильчагиным мы играли заглавные роли в большом многоактном спектакле «Саша и Шура», который неоднократно шёл во Дворце в замечательных декорациях Льва Ширкевича. Достаточно сказать, что именно Дворец культуры за большую творческую и концертную деятельность дал мне, тогдашнему шестикласснику, мальчишке из рабочего посёлка, бесплатную путёвку в Ленинград на зимние школьные каникулы…
Как местная «звезда», я частенько проникал тайком (то за кулисы к машинисту сцены Константину Бурову, то в зал) на вечерние концерты заезжих знаменитостей Любови Орловой, Бориса Чиркова, Владимира Нечаева и других. Александр Григорьевич Клейман, директор Дворца, не раз вытаскивал меня буквально за шиворот из зала, считая не детским занятием посещение взрослых мероприятий. Позднее, когда я уже стал москвичом, он повинился в своём непедагогичном (а может, и педагогичном) отношении ко мне, тем более что я подружился с его сыном Яриком, который однажды устроил мне потрясающую экскурсию по Дворцу под крышей Дворца, тайными ходами выведя меня на чердак здания.
Я знал многих работников Дворца: дежурных на вахте, слесарей, электриков, машинистов сцены, художников, кассиров, костюмеров, билетёров, руководителей детских и взрослых коллективов. Моим большим другом на всю жизнь оставался радист ДК Михаил Парамонов, которого я сначала называл дядей Мишей, а потом Михаилом. Это был уникальный человек: астроном, философ, изобретатель. В технической библиотеке ДК работал Ицхак Капелевич Галеви, бывший офицер царской армии, талантливый музыкант, человек трагической судьбы, человек энциклопедических знаний, человек, перевернувший мою юную жизнь. Десятки раз поднимались мы с ним по лестнице на верхний этаж Дворца, где находилась техническая библиотека, и столько же раз вместе спускались вниз, не торопясь, останавливаясь, чтобы Ицхак Капелевич, опираясь на палку, мог передохнуть.
А однажды днём, когда не было сеансов и иных мероприятий, он повёл меня за сцену, где стоял рояль. С собой у него оказались ноты, и он очень профессионально сыграл какую-то классическую пьесу. Тогда же я услышал от него историю о том, почему он прекратил музыкальную карьеру: на фронте в Первую мировую застудил ноги и суставы пальцев рук, простояв в ледяных болотах несколько часов…
Я не стал ни артистом, ни певцом, ни музыкантом, хотя с гитарой не расставался всю жизнь, но всё-таки считаю, что Дворец и люди, которые в нём работали, дали мне настоящую путёвку в жизнь.
Валентина Николаевна Беляева, до замужества Федотова, во Дворец пришла в 1964 году, в восьмилетнем возрасте. Занималась в хореографической студии при ансамбле танца «Молодость», а затем перешла в состав танцевального коллектива. После окончания средней школы № 18 получила специальность хореографа в Оренбургском культурно-просветительском училище. Отработав некоторое время заведующей детским сектором в клубе «Химик» Новотроицкого завода хромовых соединений, снова вернулась во Дворец на должность преподавателя хореографической студии, где вела уроки народного и классического танца. Параллельно продолжала танцевать в ансамбле танца «Молодость», была ведущей солисткой коллектива. Выступала с сольными номерами в таких известных постановках, как «Солдатская пляска», «На мосточке», «Мазурка», «Арагонская хота» и других, в «Гопаке» крутила 32 оборота.
В 1994 году Валентина Николаевна перешла из хореографической студии на должность заведующей костюмерной. Это особый, почти сказочный мир, хозяйками которого в разные годы были Леонилла Игнатьевна Щербакова, Нина Николаевна Кузнецова. Работа костюмера – это множество костюмов, которые нужно держать в надлежащем виде. Это учётные карточки на каждый костюм, на каждого участника художественной самодеятельности. Это чистка и ремонт костюмов. Это бесконечная суматоха во время больших концертов, в которых принимают участие все коллективы Дворца. Это выездные концерты, когда костюмерной служит автобус Дворца. Это красочные постановки на стадионе «Металлург» на День Победы и День города.
Долго ли хранятся костюмы в костюмерной? И можно ли среди её завалов отыскать тот концертный светлый костюм, в котором когда-то выступал на вечерах мальчик Гена Красников, ставший ныне известным поэтом России?
«Если бы знать, – говорит Валентина Николаевна, – что станет через пятьдесят лет. К сожалению, у нас нет практики хранения старых костюмов. Для этого нам не хватит помещений. Костюмы, вышедшие из употребления, постоянно списываются. Раритетов у нас нет, всё-таки Дворец не музей, хотя за некоторыми костюмами стоит порой судьба человека».
А своей судьбой, вторым родным домом и семьёй Валентина Николаевна считает Дворец культуры металлургов, с которым, с некоторыми перерывами, она связана почти 50 лет.
А мы перейдём в швейную мастерскую, где в преддверии юбилея Дворца, кипит работа до позднего времени и в выходные дни. Шьются костюмы для юбилейного вечера и гала-концерта всех творческих коллективов ДК. Заведует мастерской Светлана Ткаченко. Вместе со Светланой Владимировной в мастерской работает швея Ольга Киселёва.
Швейная мастерская была образована в 1996 году по инициативе директора ДК В.Штарка. Первым её работником стала Лидия Поликарповна Костенникова. Светлана Владимировна пришла сюда в начале 1997 года, отработав 20 лет мастером по пошиву в ателье «Уралочка». Поначалу было трудно. Сценический костюм и бытовой – это большая разница. Для сценического костюма нужно создать образ. Костюм должен быть раскован в движениях, и в то же время должен хорошо сидеть на артисте. Красочные костюмы – гордость каждого коллектива Дворца. Некоторые костюмы имеют постоянное употребление, другие шьются для конкретного мероприятия.
«В девяностые годы, – рассказывает Светлана Владимировна, – много было работы при подготовке ко Дню металлурга. Праздничные мероприятия проходили на стадионе «Металлург». Мы шили не только костюмы для новых номеров вокальных и хореографических коллективов, но и костюмы для исторических, сказочных героев с участием театральных артистов. В последние годы мы обшиваем полностью новогодние спектакли, готовим новые костюмы к областному фестивалю «Обильный край, благословенный!». Затем идут отчётные концерты творческих коллективов, праздник Победы, День города. Часто приходится выполнять работу не только швеи, но и художника-модельера. Пошив у нас индивидуальный, на каждого участника, и в то же время массовый по количеству. Пока идёт пошив, примерка, костюмы смотрятся как рабочий материал, а когда сидишь в зале и смотришь концерт, возникает иное чувство: «Неужели это мы сделали?» Я ни разу не пожалела, что пришла во Дворец. Мне нравится его атмосфера, и я рада, что мой труд здесь нужен, и часть зрительских аплодисментов приходится и на мою долю».
Перефразируя известную пословицу, можно сказать, что зрители встречают артистов по одёжке, а провожают по таланту. Но гармония достигается только тогда, когда первое хорошее впечатление и последнее совпадают.
На снимках: костюмеры Лариса Шептаева и Валентина Беляева; швея Ольга Киселева и художник-модельер Светлана Ткаченко примеряют костюм.
Анатолий ТЕПЛЯШИН.
Фото Вадима МЯКШИНА.