Генеральный директор ОАО «НППЖТ» Александр Бастин не любит стереотипов и штампов. Определение «стабильное предприятие» по отношению к возглавляемому им Новотроицкому предприятию промышленного железнодорожного транспорта вызывает в нем двоякие чувства.
С одной стороны, так и есть – объемы растут, география деятельности расширяется. Но кто же сказал, что директору при этом позволено почивать на лаврах? Чтобы обеспечить желаемую стабильность, надо усердно трудиться и уметь обходить подводные камни, которых в бизнесе предостаточно. Мы встретились с Александром Владимировичем накануне его 55-летнего юбилея, но беседы о нем лично не получилось. Ну не представляет Бастин себя вне работы. Любое предприятие, которым он когда-либо руководил или просто на нем работал, всегда было частью его самого.
– Потрясывать иногда все-таки должно, – смеется Бастин по поводу стабильности. – Если все будет спокойно и ровно, можно и уснуть, и допустить оплошность. Уж лучше всегда держать себя в тонусе. Достиг чего-то, удовлетворил свой интерес, ищи новый. Сейчас нельзя концентрироваться только на одном. Велик риск потерь. А когда у тебя несколько направлений деятельности, конечно, работать не легче, но зато больше вероятности удержаться на плаву, если где-то случится сбой. Поэтому мы и предлагаем преимущественно комплексное обслуживание, занимаемся ремонтом локомотивов и вагонов не только для себя, но и для других.
– С чем заканчивает предприятие нынешний год?
– Год сложился не из легких. Впрочем, он ни у кого легким не был. Предприятие работает по мере возможности стабильно – и это уже хороший результат. Но нельзя не учитывать, что характер и темпы нашей деятельности во многом зависят от наших партнеров. А это преимущественно предприятия, работа которых во многом имеет сезонный характер. Мы перево-
зим грузы и оказываем услуги по предоставлению подвижного состава предприятиям, связанным со строительством, в том числе строительством дорог. Это перевозка щебня, цемента, гипса. Обслуживаем ЮУГПК, Новокиевский щебеночный карьер, 216-й гранитный карьер – там работают локомотивы. На западе области третий год сотрудничаем с нефтяниками. Соответственно, весной работы становится больше, к зиме объемы уменьшаются. Зависим мы и от того, какие договоры заключили обслуживаемые нами предприятия. Если предприятие-партнер получило выгодный заказ и рассчитывает на хорошую прибыль, естественно, и мы, обслуживая его, тоже не останемся внакладе. Следует заметить, что бизнес стал более жестким и четким, договоры – более детальными, соблюдение их требуется неукоснительное.
– Стало быть, кресло директора не такое уж мягкое и комфортное?
– По-разному бывает.
– Но вы, судя по вашим частым командировкам, в кресле и не засиживаетесь?
– Работа заставляет быть мобильным. Волка, как известно, ноги кормят. Сейчас вот в Оренбурге намечаются новые клиенты, с которыми предстоят переговоры. Дальше назначена еще одна встреча. Получили предложение от газовиков по ремонту и обслуживанию локомотивов. В Орске немало объемов работы, и перспективы тоже есть. Одно из направлений, которое развиваем, именно ремонт подвижного состава. Поскольку локомотивы очень дороги – цена нового, современного доходит до 60-70 млн. рублей, – как правило, на предприятиях используются старые тепловозы, приобретенные еще в 90-е годы. Естественно, они требуют ремонта, и мы предоставляем такие услуги.
Наш локомотивный парк за последние четыре года тоже увеличился вдвое. В основном локомотивы арендуемые, но следим мы за ними, как за своими, и содержим в полном порядке.
– У каждого руководителя своя стратегия, свой стиль руководства. Какие приоритеты вы определяете для себя?
– Моя стратегия в том, что надо смотреть вперед – жить настоящим с ориентиром на будущее. Для этого надо видеть свои недостатки и, главное, уметь избавляться от них. Настраивать коллектив и себя на лучшую работу и лучшие перемены в жизни.
Успех предприятия в добросовестной работе каждого работника. Вы вот всё хотите обо мне расспросить, а я скажу, что самые главные на предприятии – наши рабочие. Это их трудом мы всего добиваемся. Кто смотрит, ремонтирует, обслуживает локомотивы, перевозит грузы, работает на путях? Работник должен осознавать, что он трудится, с одной стороны, на общий результат, а с другой – от этого общего зависит и его личное благосостояние. Люди понимают — что они заработают, то и получат. Никаких дотаций, субсидий, льгот у нас нет. Все зависит от нас самих, от нашей работоспособности, объемов, которые выполняем.
Если раньше мы работали в основном, с предприятиями Новотроицка, Орска и прилежащих районов, то сейчас география оказания услуг постепенно меняется. Мы расширяем свои горизонты как на восток, так и на запад. В частности, в Тюльгане, в угольном разрезе работают наши думкары. На западе Оренбургской области сотрудничаем с Бузулуком, в Первомайском районе – с Тюльпаном, где на газоперерабатывающем заводе заняты наши локомотивы и
бригады, которые их обслуживают. Работники НППЖТ там же занимаются движением составов. Вагонники на подъездном пути тоже наши, как и приемосдатчики, и путейцы, обслуживающие пути. Это и есть комплекс услуг.
Сейчас обсуждаются новые перспективы по сотрудничеству с крупной соляной компанией – по комплексному обслуживанию добычи соли в Нижнем Баскунчаке. Надеемся, нам удастся добиться договоренности, и в следующем году начнется наше сотрудничество.
– Ваш путь до руководителя предприятия тоже начинался с самых низов, с рабочих.
– Я действительно начинал слесарем в депо, потом был помощником машиниста, машинистом. Затем перешел в Орское отделение диспетчером, старшим диспетчером, был
замначальника отдела перевозок, занимал немало руководящих постов. За 37 лет работы послужной список получился богатый. Железная дорога меня воспитала и многое дала. Я навсегда благодарен ей за то, что в меня было вложено на протяжении всех этих лет. Со временем пришли и опыт, и знания. Работая на железной дороге, я закончил техникум, потом институт.
– Что вас двигало вперед? Что заставляло брать на себя все большую и большую ответственность?
– Интерес к работе. Без него невозможно к чему-то стремиться, чего-то добиваться. Это самый главный двигатель. Ну и, конечно, неуспокоенность, желание совершенствоваться, тут в какой-то степени сказался пример родителей, близких. Отец тоже был железнодорожником, инженером по оборудованию. Я немного в другом направлении пошел, но профессиональный праздник у нас все же общий. Кроме того, рядом всегда были хорошие люди, грамотные специалисты, они помогали, наставляли. Мне довелось знать талантливых руководителей, имеющих за плечами большой опыт. Многих уже нет, но я и сейчас их вспоминаю, иногда какую-то их мудрость стараюсь применить в своей работе. Когда пришел на НППЖТ, мне очень пригодился пример моих наставников, которые вытаскивали предприятия в 90-е годы. Хотя, ситуации один в один не повторяются, и каждый раз свои мозги и свой опыт тоже надо вкладывать, проявлять своего рода творчество. Ведь под копирку ничего не происходит. И это тоже интересно.
Анна СИМОНОВА.
Слово о директоре
Алла Козлова, главный бухгалтер ОАО «НППЖТ»
– За четыре года, которые Александр Владимирович возглавляет НППЖТ, он не просто поднял предприятие с колен, но и сделал его совершенно другим. В нашем городе я не знаю ни одного другого примера, чтобы предприятие находилось на грани развала и, вопреки всему, сумело не просто выжить, но и получить развитие. Бастин по своей сути талантливый коммерсант. Он настолько болеет за производство, что практически живет им. Александр Владимирович постоянно в командировках, встречается с партнерами. Мы активно и успешно участвуем в тендерах, хотя совсем недавно для нас это было новое дело. Но директор ни минуты не сидит сам и нам не дает сидеть. Результат очевиден. Сегодня у нас наработаны большие объемы, мы сотрудничаем с такими серьезными партнерами, как нефтяные компании в Бузулуке, Москве, Нижневартовске. И, надо сказать, заслужили определенный авторитет, а это дорогого стоит. Сам факт, что достаточно крупные компании принимают наши гарантии и уже не один год охотно работают с нами, говорит о многом. И все это тоже благодаря нашему директору – его умению видеть ситуацию, его политике, где-то, может быть, жесткости. Как закономерное следствие – предприятие работает полный рабочий день, коллектив своевременно получает достойную зарплату, в связи с инфляцией с ноября она повысилась на 6%, налоги в бюджет поступают без задержек.
На нашем предприятии в настоящее время работает около 170 человек. Но не забывает генеральный директор и о наших пенсионерах. Кроме того, ведет большую благотворительную деятельность.
Дмитрий Матвеев, начальник отдела путевого хозяйства и работы железнодорожных станций ОАО «НППЖТ»
– Я пришел на НППЖТ на полгода раньше Александра Владимировича. Тогда предприятие готовилось к продаже за долги. Светлых перспектив ничто не обещало. Но в первый же год работы Бастина на должности нового директора нам удалось с долгами рассчитаться. И потом постепенно пошла прибыль.
Руководитель не может быть хорошим для всех. Но если он смог вытащить предприятие из долговой ямы и добиться того, что сейчас оно достаточно уверенно работает и развивается, это говорит о нем как о сильном лидере. Александр Владимирович профессионал своего дела и, несомненно, целеустремленный человек, который умеет добиваться намеченного. Одна из главных его черт – требовательность. Не каждому это может понравиться, но руководитель должен уметь спрашивать за порученное дело, и Бастин это умеет.
Александр Чернышев, начальник депо ОАО «НППЖТ»
– Если оценивать по пятибалльной системе, я бы поставил нашему директору две пятерки. И это в полной мере соответствует 55-летнему юбилею, который в начале декабря отмечает Александр Владимирович.
Я работаю на НППЖТ три года. За это время зарплата на предприятии выросла практически втрое. Такое увеличение ведь не с неба упало – заработали. Значит, у предприятия верный курс, грамотное руководство, которое может определить стратегию развития и добиться ее воплощения. Мы «подтянули» свой парк тепловозов, проведен ремонт в здании АПК и в депо. Три года назад в депо рабочие ходили в ватниках — холодно было, сейчас — в легких спецовках. И люди уже стремятся работать здесь. Да, директор нам спать не дает, но все же видят — он и сам в постоянном движении.