Гвардеец труда. Новотроицк

Необходимая и достаточная основа

Необходимая и достаточная основа
Интервью с председателем Законодательного Собрания Оренбургской области С.И.Грачевым -- Сергей Иванович, в этом году отмечается 20-летие со дня принятия Конституции Российской Федерации -- документа, который юридически оформил статус России как правового, демократического государства, закрепил принципы разделения властей, права и свободы граждан. Как Вы считаете, акт принятия Конституции -- это своеобразная точка в конце определенного этапа развития страны или многоточие?  -- Для начала обратимся к истории. Россия прошла долгий и непростой путь к принятию главного документа страны. Первые шаги от абсолютной монархии к более демократической форме правления Россия начала еще в 1906 году, с началом работы первой Государственной Думы. По мнению некоторых историков и правоведов, именно с этого момента Россия вступила на путь конституционного развития. На различных этапах развития страны принимались разные Конституции РСФСР, а позднее и СССР. Положения, нормы всех этих Конституций отражали сложившийся на тот период уровень экономических отношений, отношений между обществом и государством. Но слабость тех документов заключалась в их классовом характере, избыточной идеологизации, декларативности взятых государством обязательств. Новой России потребовался новый Основной закон. Поэтому логично, что Конституция Российской Федерации 1993 года, ставшая фундаментом всей правовой системы государства, определила и новый вектор его развития -- к такой стране, в которой главными ценностями являются права и свободы всех граждан, в которой государство соблюдает и защищает эти права. К стране, в которой на первом месте стоят Закон и его безусловное  исполнение всеми гражданами. Независимо от их принадлежности к социальным, профессиональным группам, территорий проживания, вероисповедания. В наше время Конституция стала формой общественного договора о принципах государственного и общественного устройства между основными социальными слоями и группами нашего общества. Кроме того, принятие Конституции России в 1993 году помогло вывести общество из острого политического кризиса и в определенной мере предотвратило его раскол. Что касается точки или многоточия. Если под многоточием подразумевается внесение основополагающих изменений в Конституцию или ее замена, то вряд ли это целесообразно. Наверное, Конституция России не идеальный документ и имеет, кроме достоинств, и свои недостатки. Но эти недостатки вполне можно исправлять отдельными изменениями и дополнениями, а не заменой Конституции. Идеальных конституций не существует ни в одной стране мира. Наша Конституция является необходимой и достаточной основой для развития законодательства и всей правовой системы страны. Надо дорожить действующим Основным Законом и безукоризненно соблюдать букву и дух Конституции нашей страны, которая, как известно, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. -- Каковы роль и место законодательных органов власти в развитии конституционных принципов, общественных отношений? -- Роль законодателя -- слышать и реагировать на запросы общества. А регулировать общественные отношения, отвечать на запросы общества нужно посредством принятия новых нормативных правовых актов. Опыт дальнейшего строительства и развития российского парламентаризма показал, что современное демократическое государство сегодня не может быть успешным без эффективного учета интересов каждой территории, каждого региона и федерального центра в целом. И здесь большая ответственность лежит на законодательной власти. Законодательная власть должна представлять и адекватно выражать интересы всех социальных слоев и групп нашего общества. Недаром она является представительной. Работать на людей и для людей – вот каким должен быть принцип законодателей России, российских парламентариев, несмотря на все их различные политические платформы, взгляды и идеологию. В Законодательном собрании Оренбургской области депутаты стремятся принимать законодательные решения на основе справедливого учета всех социальных интересов. Мы стремимся не навязывать обществу то или иное решение социальных проблем, а, относясь с уважением и доверием к различным, не всегда совпадающим социальным интересам, ищем способы и формы достижения согласия между ними. Путем принятия правильных и, главное, работающих законов. Именно таким образом можно добиться доверия общества к законодательной власти и власти в целом. Беседовал Семен ТЕЛЕГИН.