Гвардеец труда. Новотроицк

Опережая время

Опережая время
Поводом для очередного пресс-тура в лицей №1 стала не только подготовка к очередному педагогическому совету, когда учителя проводят так называемый фестиваль открытых уроков, но в большей степени событие, ставшее, по словам главы города Галины Чижовой, настоящим новогодним подарком новотройчанам. Образовательное учреждение вошло в число ста лучших школ России, а директор Наталья Рыбина удостоена почетного знака «Директор года – 2013». Мы уже начали привыкать к тому, что лицей регулярно становится лидером в различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах. Чтобы снять все сомнения относительно того, «а не подыгрывают ли нашим», сразу скажем: на Всероссийском образовательном форуме «Школа будущего»  создан и действует независимый общественный совет конкурса «100 лучших школ», который ежегодно выстраивает рейтинг всех российских школ по результатам ЕГЭ, результатам деятельности образовательных учреждений, реализации инновационных проектов. Сначала лицей вошел в число 500 лучших школ, затем из них отобрали 100 учебных заведений. В их число, наряду с новотроицким лицеем, вошли сорочинская спортивная школа олимпийского резерва, оренбургская санаторная школа и оренбургская школа искусств. Школа должна работать на будущее – это уже стало аксиомой. Это значит, она должна готовить творческих, активных, владеющих теоретическими знаниями и практическими навыками граждан страны. Решить такую задачу помогают инновационные проекты. Ими четырнадцатая школа занимается достаточно давно. -- Мы немного опередили время, -- говорит директор лицея Наталья Рыбина. --  Все началось с 1998 года. Тогдашний директор Ольга Дмитриевна Логинова поехала в Москву на фестиваль инновационных школ «Эврика», чтобы защитить проект «Восстановление значения культуры как базы духовной жизни, как основы образования в школе, возрождения российской культуры». Школа стала экспериментальной площадкой. Уже  в те годы наша инновация была связана с внеурочной деятельностью. С учениками средних и старших классов занимались творческими проектами. То, чем мы занимались в 1998 году, сегодня оказалось актуально. Мои коллеги даже на обычном уроке используют элементы творчества. Как далеко за это время продвинулась школа, участники пресс-тура смогли убедиться, побывав на некоторых уроках. Вот урок физкультуры во втором классе проводит Олег Полухин. Вроде бы все обычно: пошли шагом – перешли на легкий бег. Но… разминку с ребятами проводит Миша – мальчик с ограниченными возможностями, который в прошлом году ходил только за руку со взрослыми, а теперь вместе со сверстниками выполняет физические упражнения, участвует в конкурсах и олимпиадах. Это ли не показатель результативности системы инклюзивного образования, которую лицей внедрил одним из первых в области? Федеральные государственные образовательные стандарты в начальном звене стали внедряться в школе всего три года назад. Но как умело, свободно сегодня третьеклассники обращаются со сложным оборудованием. Урок окружающего мира в классе Натальи Шепталиной. На каждой парте микроскопы, ноутбуки. Дети исследуют почву. Мы не сразу поняли, что устройство, с виду похожее  на карманный фонарик, -- это и есть современный микроскоп. Изображение проецируется на экран ноутбука, и ребята, как заправские исследователи, раскладывают образцы почвы на составляющие. Что дают ФГОСы, ведь они не везде приживались просто? -- Новые образовательные стандарты убеждают учащихся в том, что все надо доказывать. Иногда они делают очень существенные дополнения. Дети стали более раскованные, уверенные в своих возможностях получить знания. С этого года лицей работает по новому учебному плану, в котором много времени отведено школьному компоненту, а именно для творчества детей. Это позволило впервые ввести предметы профессионального самоопределения, проектно-исследовательскую деятельность. Но самым востребованным оказался курс «Робототехника». В Оренбуржье робототехникой занимается только президентское кадетское училище в областном центре. Курс изучается не только в теории, но и на практике. Школа закупила пять самых современных наборов деталей. Девятиклассники (а именно для них пока ведется этот предмет) быстро освоились и уже свободно программируют и собирают модели. Не без гордости они продемонстрировали модели робота-собачки, которая умеет поднимать лапки, садиться, танцующего робота и робота, умеющего обходить препятствия. Два часа, проведенные в лицее, беседы с учителями и ребятами еще раз убедили: опережать время не только трудно, но и чрезвычайно интересно. Коллектив стремится сделать лицей школой будущего. И сделает это. Непременно. Антонина ОВСЯННИКОВА. Фото Вадима МЯКШИНА.