Гвардеец труда. Новотроицк

Не быть ни на кого похожим

Не быть ни на кого похожим
Когда в 2002 году в городе впервые появились круассаны, такие непривычные, аппетитные и очень заграничные, народ почувствовал себя  ближе к Европе, ведь круассан (от французского croissant), булочка в форме рогалика из слоеного или дрожжевого теста, -- изысканное лакомство и неизменный элемент французского завтрака, подается к кофе или горячему шоколаду. Стало ясно и другое: на хлебобулочном рынке появился еще один серьезный игрок. Имя его – «Каравай» -- пока мало что говорило покупателю. Но день ото дня, год от года новое предприятие завоевывало себе пространство, авторитет. И сегодня «Каравай» называют в одном ряду с крупными предприятиями города. Начало Как все начиналось, рассказывает генеральный директор ОАО «Каравай» Юрий Мацвай: -- В начале-середине 90-х годов при администрации существовала  ассоциация делового сотрудничества, своеобразный городской техснаб: мы заключали договоры с химзаводом, цемзаводом, нам отдавали с 10-15-процентной скидкой продукцию, а мы по бартеру меняли ее на стройматериалы, продукты питания для бюджетных организаций. Товар шел даже из Казахстана. Но уже становилось ясно: граница рано или поздно будет закрыта, казахстанское мясо и колбаса закончатся, а хлеб нужен будет всегда. Так родилась идея открыть хлебопекарное производство. В то время в городе существовал хлебозавод, он выпускал 12-15 видов изделий и в достаточном количестве обеспечивал своей продукцией город. Мы задали себе вопрос: а почему не попробовать производить что-то новое? Нашли помещение на пивзаводе площадью 200 кв.м. Через бюро по трудоустройству наняли 12 человек. Мы хорошо понимали, что лучше хлебозавода «Кишиневский», «Дарницкий» хлеб не сделаем. Нужно было искать что-то свое. В Рязани закупили оборудование и сразу начали выпускать известную «Ромашку», батон «Уральский», хлеб «Новотроицкий», булочки. Но самые большие трудности возникли в 1998 году, когда пивзавод продали и предприятие, в котором работало уже 35 человек, просто оказывалось на улице. Рассматривалось  несколько вариантов, наиболее подходящим оказался бывший ресторан «Салют». 3 августа мы оформили документы на право собственности, взяли в рассрочку деньги и сделали первый взнос, а 17 августа случился дефолт, поставивший крест на перспективах многих предпринимателей. Просто чудом предприятие избежало катастрофы. Не зря говорят: не бывает худа без добра. Покупатель голосует рублем Эта нехитрая формула хорошо известна каждому предпринимателю, особенно производящему продукты питания. Какой смысл выпускать товар, который никому не нужен, тратить время, деньги, сырье? Поэтому изучением покупательского спроса  с первых дней занялись маркетологи «Каравая». Нужно было выяснить, на чем можно «зацепить» покупателя, -- в первую очередь на качестве, ассортименте и доступной цене. Нужно сказать, что «Каравай» работает только с натуральным сырьем, принципиально использует свою, оренбургскую муку, традиционные, годами проверенные хозяйками прессованные дрожжи, натуральный, прямо с пасеки, мед поставляет частный предприниматель Андрей Алексеев. Открытие специализированных отделов в сетевых магазинах и собственных торговых точек помогло коллективу позиционировать свою продукцию на хлебобулочном рынке. Новотройчанам явно пришлись по душе хлеб «Новотроицкий», «Чемпион», «Мой зерновой», пробивают себе дорогу ржаные сорта «Бородинский»  и «Эстонский». Разработаны технологии и производство так называемого лечебного хлеба: отрубной батон и хлеб, кишиневский йодированный, ржано-пшеничный столовый, «Любительский», «Ржаное зернышко». Лакомства на основе слоеного теста и курабье, медовые пирожные и «наполеоны» на прилавках тоже не залеживаются. Как вы определяете, пойдет продукт «в народ» или нет, спрашиваю Ю.Мацвая: -- Очень просто. Устраиваем дегустацию прямо в магазине; смотрим, как быстро изделия уходят с прилавка. Если реализация ниже, чем нам хотелось бы, ищем причину (это очень важно!): или это технологические огрехи, или на рынке переизбыток аналогичных изделий, или торговля не сработала. К примеру, мы сделали интересное наблюдение, -- рассказывает генеральный директор. – Круассаны со сгущенкой и шоколадом – можно сказать, внесезонная продукция, а с малиной, абрикосом, черникой лучше идут в холодный сезон, когда ощущается недостаток витаминов. И мы стараемся отдавать приоритет именно таким начинкам. Пекарство – процесс творческий, заставляющий все время что-то изобретать. Не зря мастера-пекари, кондитеры говорят: остановишься на день – опоздаешь на год. Поэтому на прилавках магазинов постоянно появляется новая продукция «Каравая». Сегодня производство его практически удвоилось. На прилавках появились «Снежинка», «Светлячок», заварное со сливками, профитроли, кокосовое печенье, овсяное фруктовое, бакинское курабье со сгущенкой.  Будут новинки и в 2014 году. Но о них руководство пока не говорит – пусть это станет приятным сюрпризом для новотройчан. Уже прошли те времена, когда покупатель довольствовался просто качественным товаром как таковым. Теперь его больше привлекает товар, красиво упакованный: он выглядит эстетичнее, сохраняет форму, дольше хранится. В «Каравае» приобрели специальную машину, на которой делают упаковку с собственным художественным оформлением. В ней тот же круассан, печенье расходится быстрее. Доказывать свое преимущество перед конкурентами только качеством продукции, работой, не снижая планки, -- и покупатель придет к тебе, ведь он платит не только рублем, но и доверием. Таков принцип коллектива «Каравая». У каждого свое дело О своем коллективе Юрий Николаевич Мацвай говорит с особым уважением и благодарностью. В тяжелом 1998 году, когда в одночасье в прямом смысле была потеряна крыша над головой, пока искали новое помещение, перевозили оборудование, настраивали его, а люди три месяца не получали заработную плату, ни один человек не уволился и производство не было свернуто. Все проявили солидарную верность предприятию. Средний трудовой стаж  работающих 15 лет – это лучшее подтверждение того, что в «Каравай» случайные люди не приходят. А многие здесь выросли как специалисты. С основания предприятия работают Галина Гаврилова, Алла Тищенко, Жанна Зуева – они мастера и технологи. Кондитер Людмила Соловьева уезжала, но потом вернулась. В разное время эти женщины награждены знаками «Отличник качества». Они универсалы, каждая в своем направлении ас. Много с ними работает Ирина Блинова -- заместитель директора. Наталья Марьина едина в трех лицах: она бухгалтер, кассир, товаровед. Давно работают пекари Ольга Дударева, Светлана Федорченко. Круассанщица Светлана Патракова хоть и самая молодая, работает не более 5 лет, но подает надежды и в будущем станет настоящим мастером своего дела, таким как Жанна Жарикова. Нет нареканий на работу хлебников Татьяны Овсянниковой, Надежды Богдановой, Татьяны Щербо. На первый взгляд, Александр Забурдаев и Иван Кондратьев выбрали женскую профессию пекаря. Однако за многие годы работы подтвердили: она и для мужчин самая подходящая. Если на вахту заступают ремонтники братья Евгений и Юрий Косолапковы, можно быть уверенным: оборудование будет работать как часы. Все эти люди работают с полной отдачей, чтобы каждое утро, ровно в семь часов,  от проходной отъехали машины с продукцией «Каравая». Она будет доставлена в срок – об этом позаботится частный предприниматель Сергей Фирсов, отвечающий за организацию перевозок и работу автотранспорта. Награды были, есть и будут Свою первую награду «Каравай» получил на четвертый год работы на областном конкурсе «Меновой двор». Затем были «Сто лучших товаров России», «Оренбургское качество», победы в конкурсах, проводимых Союзом предпринимателей. Совсем недавно новое овсяно-фруктовое печенье удостоено диплома на областном конкурсе, проведенном Союзом промышленников. Это еще раз свидетельствует о том, что коллектив, которому в 2014 году исполняется 20 лет, на верном пути. Светлана Патракова на предприятии сравнительно недавно – 5 лет, но в мастерстве не уступает своим более опытным коллегам-наставникам, таким как Лидия Егорова. Работают они на участке слоеных изделий. Круассан – любимое лакомство детей и взрослых. Поэтому Светлана и Лидия стараются не разочаровать сладкоежек. Работа у диспетчера Марины Синелобовой хлопотная: нужно принять заявки от торговых организаций, занести их в компьютер, а затем без задержек отправить продукцию новотроицким потребителям, а также в Орск, Медногорск, Гай, Кувандык, Оренбург. Светлана Хрыкина исполняет обязанности заместителя генерального директора по производству, а в качестве дополнительной нагрузки -- кладовщика. На предприятии уже тринадцатый год, знает людей и по-доброму о них отзывается: «Люди у нас хорошие, работящие. Они обеспечивают наиважнейшим продуктом – хлебом». Ю.Мацвай: Пользуясь случаем, поздравляю с наступающим Новым годом своих коллег, новотройчан – наших верных друзей, которые заставляют хлебопеков постоянно быть в хорошей творческой форме. Нас всех объединяет короткое и емкое слово «хлеб» -- символ достатка, мира и добра. Пусть он будет в каждом доме. Желаю вам стабильности в семьях и на работе, оптимизма и упорства в достижении поставленных целей. Пусть новый год принесет новые победы. Здоровья всем, радости и счастья. Фото Вадима МЯКШИНА. Публикуется на правах рекламы.