Вода является источником жизни на земле. Без воды человек через неделю сойдет с ума (потеряет разум, память, знания), а потом умрет. По этой причине любой источник воды: исток реки, родник (ключ), колодец (кладезь) – символизировал не только жизненное начало, но и начало постижения Вселенной, ключ к ее тайнам, кладезь знаний и мудрости. Как говорил Маленький принц, «вода бывает нужна и сердцу…»
Есть у Пушкина небольшое стихотворение, которое носит условное название «Три ключа»:
В степи мирской, печальной и безбрежной,
Таинственно пробились три ключа:
Ключ юности, ключ быстрый и мятежный,
Кипит, бежит, сверкая и журча.
Кастальский ключ волною вдохновенья
В степи мирской изгнанников поит.
Последний ключ –
холодный ключ забвенья,
Он слаще всех жар сердца утолит.
В примечании к стихотворению в собрании сочинений поэта написано буквально следующее: «Глубоко пессимистическое стихотворение вызвано, по-видимому, какой-то любовной катастрофой». Это примечание явно навеяно последними строками о «холодном ключе забвенья», который «слаще всех жар сердца утолит». Другой критик увидел в «Трех ключах» «одно из самых совершенных и самых мрачных стихотворений Пушкина, где утверждается желанность смерти». Но тогда жизнь каждого человека, пришедшая к закономерному финалу, является «пессимистическим» произведением Творца, или, если угодно, Природы. Положа руку на сердце, кто не искал хотя бы коротких минут забвенья после страшных ударов судьбы? А последний миг – разве не шаг к вечному забвенью всех печалей и радостей мирских?
Образ мира, как степи «печальной и безбрежной», имеет библейское происхождение. Связано это было и с тем, что первые пророки обитали в реальной пустыне, и с тем, что мир, не одушевленный дыханием Божиим, казался им мрачным и бесплодным. «Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился». Для поэта оживляют эту бесплодную землю три ключа, которые «таинственно пробились» в степи мирской: ключ юности, ключ вдохновенья и ключ забвенья. Поначалу такой набор ключей кажется произвольным, и каждый вправе добавить к ним какие-то другие источники, необходимые человеку на жизненном пути. Так и хочется вписать сюда ключи надежды, веры и любви и какой-нибудь маленький гейзер счастья. А чем плохи ключи терпения, добра, воли, справедливости? Напился из любого источника, и часть твоих проблем уже решена при помощи некой волшебной силы. Но при глубоком раздумье, методом исключения, ты все равно вернешься к трем основным источникам. Ибо в них заложена изначальная сущность жизни и человеческой природы, а все остальное является только приложением к духовному развитию человека.
В первый период познания мира, в юности, время особенно быстро «кипит, бежит, сверкая и журча». Целостность мировосприятия, данная юноше от природы, оберегает его ум и сердце от подмены понятий добра и зла, ненависти и любви. Кастальский ключ (источник бога Аполлона на горе Парнас) символизирует творческое начало, которое также несет в себе спасительные для личности функции, поскольку «гений и злодейство – две вещи несовместные». Но поиски истины происходят не только через накопление первоначальных знаний и впечатлений, но и через отсечение лишнего материала (забывание, забвение): «Сотри случайные черты – и ты увидишь: мир прекрасен».
«Постичь Пушкина – это уже нужно иметь талант», – говорил Сергей Есенин. А мудрый Лис в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» на прощание поделился с главным героем таким секретом: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Основное действие сказки также происходит в пустыне, где совершает аварийную посадку летчик, рассказавший всю эту историю, и где приземляется золотоволосый мальчик, прилетевший на Землю с планетки, которая называется астероид Б-612.
Много странных личностей встретил Маленький принц во время путешествия, и одной из таких личностей был торговец, торговавший самоновейшими пилюлями, которые утоляют жажду. Проглотишь такую пилюлю – и потом целую неделю не хочется пить. По подсчетам специалистов, это позволяет сэкономить пятьдесят три минуты в неделю.
«Будь у меня пятьдесят три минуты свободных, – подумал Маленький принц, – я бы просто-напросто пошел к роднику».
О, эти пятьдесят три минуты! Не час, не полтора, а именно пятьдесят три минуты заветного времени, желательно, на каждый день. На что потратить их так, чтобы приобрести что-то для души? Можно каждый вечер прогуливаться по скверу, тревожа в душе лучшие воспоминания. А можно посвятить это время играм и задушевным беседам с ребенком. А можно в эти минуты смотреть на звезды, если небо не закрыто тучами. Или читать самые лучшие в мире стихи. Или играть на скрипке, как это делал знаменитый Шерлок Холмс. Или пойти к роднику. В любом случае, эти минуты нужны для того, чтобы прикоснуться к какому-то источнику, самому важному для тебя. И пусть эти минуты будут лучшими минутами в твоей жизни.
«В степи мирской, печальной и безбрежной» ты можешь припасть к заветному ключу, необходимому для утоления жажды, а этот ключ поможет тебе открыть путь к источникам юности, творчества и любви. Возможно, эти источники откроют для тебя тайны вселенной, тайны человеческого счастья, тайны твоей души. А в горькие минуты тебе придет на помощь «холодный ключ забвенья», ибо нет ничего слаще для сердца, чем забывать ненужное и злое, когда идешь к вечному свету истины, красоты и добра.