Сегодня взять в библиотеке «Лолиту» Набокова сможет далеко не каждый – на книги введен возрастной ценз, а библиотекари внимательно изучают каждый поступающий к ним экземпляр и определяют – для какого читательского возраста предназначена та или иная новинка.
Возрасту – особое внимание
С 1 сентября 2012 года библиотеки работают по Федеральному закону № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Действие этого закона все уже увидели по появившимся на телевидении маркировкам – в правом верхнем углу экрана значками «12+», «16+» и так далее обозначается возраст зрителей. Этот же закон действует и для библиотек – как для мест, где массово сосредоточена печатная продукция.
– В детских библиотеках города литературу всегда разделяли по возрасту, как для удобства юных читателей, так и библиотекарей, – рассказывает заместитель директора ЦБС по библиотечной работе Галина Обрященко. – Еще на этапе знакомства с библиотекой маленьким читателям показывают стеллажи, где стоят книги для их возраста. К тому же библиотекарь обязательно просматривает выбранные ребенком книги, и, если литература не соответствует возрасту, она на руки не выдаётся.
Теперь не только на полках, но и на каждой книге должна быть соответствующая маркировка. Это требование относится и к издательствам, однако далеко не все они наносят соответствующий значок на обложку. Поэтому книги, поступающие в библиотеки без маркировки, обретают нужную наклейку уже здесь. Однако это касается литературы, выпущенной после 1 сентября 2012 года. Ежегодно в библиотеки города поступает около 2,5 тысячи томов, и на каждый из них клеится возрастной ограничитель.
Современники доступны не всем
Каким же образом определяется возрастной ценз? Задача библиотекарей – защитить детскую психику от влияния литературы, которая содержит нецензурную брань, порнографию, насилие, побуждение к бродяжничеству и противоправным действиям, употреблению наркотиков, отрицает семейные ценности и вызывает суицидальные наклонности. Однако для оценки, что и в каком возрасте можно читать, необходима экспертная комиссия, имеющая соответствующую лицензию. Иначе библиотекарям попросту может не хватить квалификации, чтобы оценить ту тонкую грань между добром и злом.
На сегодняшний день такой комиссии в нашем городе нет, и библиотекари вынуждены, опираясь на собственный опыт и гуманитарное образование, самостоятельно определять, кому выдавать «сомнительные» книги, а кому нет. Во многом приходится перестраховываться. Так, к примеру, до 18 лет в библиотеке не дадут почитать ни «Лолиту» Набокова, ни серию романов про Анжелику, ни рассказы Мопассана. Однако произведения классических авторов, которые заложены в школьной программе, выдаются без проблем. Другой вопрос, если интересующийся новинками учитель порекомендует школьникам почитать современников. Но и здесь библиотеки берут на себя ответственность и, например, Пелевина или Мураками не выдадут подросткам младше 16 лет.
Детей и взрослых разделили
Тем не менее, как отмечают сами библиотекари, острой проблемы с распределением книг по возрастам не стоит. Со вступлением в силу Федерального закона, из взрослых библиотек убрали стеллажи с детской литературой и перенаправили юных читателей в детские библиотеки, где «сомнительных» книг даже нет в фондах. Поэтому ребенок даже при желании не сможет найти не рекомендуемую для его возраста литературу. Другой вопрос – оценка родителями тех или иных книг. Бывает, что папы и мамы неоднозначно относятся к литературе, выданной их ребенку в библиотеке. Например, в совершенно безобидных детских энциклопедиях, посвященных различным областям знаний, попадаются разделы, описывающие половое созревание. Однако эти книги рассчитаны именно на детскую аудиторию, написаны понятным и доступным языком и во многом должны помогать взрослым в разговорах с детьми на «щекотливые» темы.
Словом, книги сомнительного содержания, особенно современных авторов, в детские библиотеки никогда и не попадут, а взрослые вправе читать все, что им вздумается. С другой стороны, люди старшего поколения в школьном возрасте читали и «Лолиту», и Мопассана, однако делали правильные выводы и отнюдь не стремились повторить судьбу главных героев. Современные же школьники имеют возможность скачать любую книгу из Интернета, да и родители не всегда внимательно следят за тем, какого содержания книги стоят дома на полках. Именно поэтому ограничение детей от вредной информации должно лежать на плечах не только библиотекарей, но и учителей и родителей.
Марина МУРОМЦЕВА.
Фото Вадима МЯКШИНА.