Нынешний год для Фёдора Ивановича Разумова богат на знаменательные даты. Он уже отметил 65-летие Великой Победы, а через несколько дней его ждёт личный 90-летний юбилей. Непосредственное отношение имеет он и ко Дню работников автомобильного транспорта.
С детства Федя Разумов был неравнодушен к технике, мог часами наблюдать за работой различных механизмов, прекрасно понимал принцип действия любых узлов и деталей. Поэтому после окончания семилетки он устроился на работу в МТС трактористом. Приписав себе несколько лишних лет, 14-летнему пареньку удалось убедить начальника послать его на курсы механизаторов.
В 1940 году Фёдор Разумов был призван в ряды Красной Армии. Служил в Забайкалье в 17 танковой дивизии. Ему не повезло – он мечтал быть механиком-водителем танка, но, как и все рядовые, был зачислен в автобатальон шофёром. Но вскоре его перевели в ремонтную роту полка и назначили бригадиром слесарей. Усиленно ремонтировали двигатели боевых машин, обкатывали их.
Известие о начале Великой Отечественной войны застало Федора Разумова и его сослуживцев в дороге – 5 июня полк отправился на летние учения на Украину. Неудивительно, что планы командования изменились. В итоге эшелон прибыл на станцию Орша в Белоруссию и уже во время разгрузки полк подвергся налёту немецких бомбардировщиков.
Вскоре Фёдор Разумов принял участие в первом бою против фашистов в качестве механика-водителя танка. Сначала его экипаж отбил мост у немцев и удерживал до подхода своих, уничтожил два противотанковых орудия, около сорока фашистов. Но досталось и им – в танк попала бомба. Однако экипаж успел покинуть пылающий танк, вытащив при этом тяжело раненого командира. За этот бой Фёдор был награждён орденом Красной звезды. Награда нашла героя только в 1955 году.
За годы войны Фёдор Иванович сменил много армейских специальностей, но все они были связаны с использованием техники. Возил на «полуторке» вооружение, боеприпасы. Был тракторным механиком в составе взвода, занимавшегося под обстрелом фашистов эвакуацией с поля боя подбитых танков и машин для дальнейшего ремонта. Выполнял обязанности электромеханика по обслуживанию радиостанций, возил на трофейном мотоцикле связных.
Федор Разумов участвовал в обороне Смоленска, выходил из окружения в районе Вязьмы, громил фашистов под Сталинградом, освобождал Калмыкию, города Сальск, Батайск, Ростов-на-Дону, Мелитополь. И везде он воевал достойно. Об этом свидетельствуют его боевые награды – помимо двадцати юбилейных медалей его грудь украшают ордена Красной звезды и Отечественной войны, две медали «За боевые заслуги», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне в 1941-1945 гг.», медаль Жукова.
После увольнения в запас в 1958 году он приехал в Новотроицк, куда во время войны перебралась его семья. Был и слесарем во второй автобазе, и механиком в строительном тресте, занимал должность заместителя начальника управления «Промстрой-2». Но больше всего известен Фёдор Иванович в нашем городе как основатель и первый директор Новотроицкой автошколы. История её берёт своё начало в конце марта 1960 года, когда будущего первого начальника этого учебного заведения, ветерана Великой Отечественной войны пригласили в горком партии и предложили ему организовать и возглавить городскую автошколу. Бывшему танкисту, военному водителю и мотоциклисту это предложение не могло не прийтись по душе. Двадцать лет возглавлял он автошколу. Именно на это время приходится её становление и развитие, достижение самых значительных успехов, превращение в одну из ведущих автошкол в системе ДОСААФ Оренбургской области. За эти годы подготовлено около 40 тысяч водителей различных категорий, более 4 тысяч из которых -- для Советской Армии. Школа постоянно занимала призовые места в соревнованиях среди учебных заведений ДОСААФ Оренбургской области. Три года подряд она признавалась лучшей, за что была награждена Красным знаменем с передачей на вечное хранение. До сих пор Новотроицкая автошкола остаётся единственной в Оренбуржье, имеющей звание Краснознамённой. Именно в период, когда ею руководил Фёдор Иванович, бурное развитие в нашем городе получили технические виды спорта.
Несмотря на руководящий пост, он все эти годы не расставался и с шофёрским ремеслом, ежедневно наматывая на служебном «газике» по 200-250 километров. Причина тому – постоянные командировки в восточные районы области, где он руководил курсами повышения квалификации водителей, переподготовки с одной категории на другую. Количество учебных групп достигало 150 в год.
Невзирая на солидный возраст, Фёдор Иванович продолжает вести активный образ жизни и до сих пор является активным участником дорожного движения. За семидесятилетний водительский стаж он ни разу не попал в аварии. Видя, насколько непростая ситуация сложилась в данный момент на дорогах не только нашего города, но и всей страны, ветеран не мог не поделиться советами для менее опытных водителей.
-- Основная причина возникновения аварий – превышение разрешённой скорости, -- говорит Фёдор Иванович. – Поэтому скоростной режим соблюдать просто необходимо, особенно в сложных погодных условиях, например, зимой в условиях гололёда и в местах с большим количеством пешеходов. В одной известной песне есть такие слова: «Крепче за баранку держись, шофёр». Если бы все следовали этому призыву, то количество аварий было бы значительно меньше. Руль действительно нужно крепко держать двумя руками, а не как это сейчас принято – чуть ли не двумя пальцами. Только так водитель будет иметь возможность вовремя среагировать на внезапно изменившуюся дорожную обстановку. Кроме того, автомобилист при движении должен быть предельно внимательным. Его не должны отвлекать от дороги ни пассажиры, ни какие-либо предметы в салоне. Важно помнить о необходимости соблюдать требования дорожных знаков и сигналов светофоров. Ну и, конечно же, не может быть и речи о возможности сесть за руль «под хмельком». Надеюсь, эти, в общем то простые советы помогут кому-то избежать серьёзных неприятностей и бед.
Мы от всей души поздравляем Фёдора Ивановича Разумова с прошедшими и наступающими знаменательными в его жизни датами и желаем крепкого здоровья и семейного благополучия.
Фото Виктора ШИТИНА.