С 1 февраля этого года медицинские сестры детских садов переведены из системы образования, где они числились, в систему здравоохранения. Что послужило причиной такого перераспределения кадров и что имеют в итоге детсадовские медработники и сами детские сады?
– Переход планировался уже давно. В течение последних нескольких лет был принят ряд документов на самом высоком уровне – это федеральные законы, постановления Правительства страны, приказы Минздрава России и области, в которых говорится об организации и порядке оказания медицинской помощи детям в дошкольных учреждениях, разложены обязанности руководителей и исполнителей. Мы эти документы приняли за основу, – рассказывает главный врач детской городской больницы Новотроицка Галина Манакина. – Одним из первых документов, который определил направление всей работы, стал федеральный закон 2011 года о лицензировании отдельных видов деятельности, в том числе и медицинской. В нем предусматривалось, что при получении лицензии на медицинскую деятельность организация должна иметь специалиста с образованием по организации в сфере здравоохранения. Их у нас единицы – это руководители медицинских учреждений или заместители. Иметь такого специалиста в каждом детском саду нереально не только в нашем городе, но и в любом другом. Поэтому медицинские сотрудники, работающие в дошкольном образовании, переведены в учреждение здравоохранения. Естественно, все медсестры при этом остаются на своих местах, непосредственно в детских садах. Переход прошел абсолютно спокойно, без каких-либо конфликтов. Мы приняли 21 медсестру по переводу, никто не был сокращен. Все вопросы с теми, кто находится в декретных отпусках, решались в законном порядке. Если человек работает на количество детей, превышающее ставку, он естественно, будет получать доплату за совмещение.
Галина Манакина заверила, что медработники, переведенные из детских садов, не потеряют в заработной плате. А с учетом дорожной карты, предусматривающей поэтапное повышение, даже выиграют.
И все было бы хорошо, и переход из образования в ведение здравоохранения можно было бы посчитать чистой формальностью, но с изменением места получения зарплаты значительно сократился список обязанностей детсадовских медработников.
Тамара Проскурина — медсестра с 30-летним стажем. Все эти годы она проработала в детском саду и по привычке сегодня еще выполняет все, что исполняла прежде. Хотя многое могла бы уже и не делать.
– Половину рабочего дня у нас занимает кухня – утром мы присутствуем на закладке продуктов, затем снимаем пробы, постоянно следим за санитарным состоянием в помещении, где идет приготовление пищи, – говорит Тамара Михайловна. – Но с февраля по новым должностным инструкциям это в наши обязанности не входит. Поэтому месяц мы с коллегой – у нас в саду две медсестры – в этом плане отработали добровольно.
– Конечно, хорошо бы иметь в детском саду диетсестру. Но в штате такой единицы не предусмотрено. Даже не знаю, как мы будем выходить из положения дальше, – делится заведующая отделением дошкольного образования лицея №1 Елена Темник. – И это не единственная проблема, с которой пришлось столкнуться. У медицинских сестер в детском саду теперь всего три основных обязанности – это первичная помощь, иммунопрофилактика, диспансеризация детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, профилактический медицинский осмотр детей. Остальное – знание компьютера, повышение своей квалификации, прохождение ежегодного медосмотра, инструктажа и соблюдение правил трудового распорядка. Сравните с тем, что было: медицинские сестры следили за методикой проведения утренней гимнастики, за занятиями физическими упражнениями, состоянием здоровья детей, наблюдали ребенка в период адаптации, проводили утренний фильтр детей. Сейчас не понятно, как все это осуществлять.
Впрочем, нельзя сказать, что ситуация оставлена без внимания. На чьи плечи и каким образом возложить оставшиеся за бортом функции — вопрос, на который искали ответ сразу два областных ведомства.
– Для нас эта проблема в некоторой степени оказалась неожиданной, потому что принятые функциональные обязанности оговорены как раз в законе об образовании – 41 статья разграничила и четко определила то, что должны делать работники, которые находятся в штате медучреждения, – говорит Галина Манакина. – Но мы понимаем, что у учреждения образования нет других специалистов, которые могли бы выполнять ту работу, которая осталась непосредственно за детским садом. А это профилактические мероприятия, контроль за питанием, физическим воспитанием, закаливанием – все, что медицинские сестры исполняли там многие годы. Поэтому вопрос решался в области на уровне двух министерств – здравоохранения и образования. Рекомендовано выйти из положения на договорных началах. Сейчас мы готовим стоимость работ, которые по договору с образовательным учреждением будет выполнять медицинский сотрудник и получать за это дополнительные деньги.
Открытым остается вопрос с бассейнами – они есть во многих детских садах города, но медицинские сестры отныне не обязаны ни осматривать детей перед водными занятиями, ни заботиться о состоянии воды. Прежде эта работа им оплачивалась, теперь – нет, и пока не ясно, будет ли.
Анна Симонова.