В Новотроицке Виктор Алексеевич Вдовин, пожалуй, давно уже не нуждается в представлении. За 40 лет, которые живет в этом городе и преподает русский язык и литературу, он завоевал непререкаемый авторитет сильнейшего педагога-словесника.
И дело даже не в том, что Виктор Алексеевич – заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения, обладатель президентского гранта и имеет множество других достижений. При всем уважении к официальному признанию, главным остается признание народное. Родители спокойны за грамотность своего чада, если ребенок учится у Вдовина. Дети его обожают, даже если он ставит двойки. Впрочем, двоечников у него никогда не было, а тройка у Вдовина всегда заслуженна, и потому тоже имеет свой существенный вес.
Секрет его популярности среди учеников прост – он их искренне любит. В любом классе все дети у Виктора Алексеевича – Мишеньки, Галочки, Надюши, Егорки. И обращения вроде «достаточно, сынуля», «слушаю, доченька» на его уроках звучат абсолютно естественно. При этом ни тени фамильярности. В классе свободная деловая атмосфера, пропитанная уважением к учителю.
Его называют педагогом с большой буквы. И сам Виктор Алексеевич признает: да, учительство – его призвание, и он благодарен судьбе за то, что когда-то она все расставила по своим местам, распорядившись именно таким образом. Ведь сам Витя Вдовин в юности мечтал стать геологом.
После восьмого класса, которые окончил с отличием, он собрался поступать в геологоразведочный техникум, сообщив матери, что по окончании станет работать на золотоперерабатывающем заводе. Но встретившаяся учительница открыла маме глаза: своего дома у сына не будет, семьи тоже, а будет он ездить по стране и найдет ли золото — большой вопрос. В итоге денег на дорогу юный романтик не получил. В качестве протеста в девятый класс не пошел. Месяц пролежал дома на печи, а потом старшая сестра позвала в Новотроицк. Здесь открылось строительное училище, которое Виктор Вдовин успешно и окончил, став электромонтером по монтажу силового и осветительного электрооборудования. Параллельно втайне от всех учился в вечерней школе, решив во что бы то ни стало получать образование дальше.
И опять судьба круто повернула совсем не в то русло, в какое он планировал. В Мордовском государственном университете на выбранную специальность, связанную с диэлектриками и полупроводниками, конкурс оказался 11 человек на место. Чтобы поступить, требовалось все экзамены сдать на пятерки. Такой уверенности в себе у абитуриента Вдовина не было. И в последний день приема документов он отнес их в Саранский пединститут, на филфак. Но насладиться студенческой жизнью так и не удалось. С первого же курса Виктору Вдовину пришлось перевестись на заочное отделение.
Их большая семья рано осталась без отца, мама одна поднимала детей и помогать сыну-студенту не могла. Прожить на стипендию оказалось тяжело, так и стал Виктор Алексеевич 18-летним учителем в сельской малокомплектной школе. Его первый рабочий день совпал с днем рождения – 10 марта. Произошло это в 1964 году.
– Я был учителем и заведующим в одном лице, но школы как таковой не было, – вспоминает педагог. – Занимались на дому, в передней комнате обычной пятистенной избы. Две двойняшки-первоклашки, их старшая сестра четвероклассница и мальчик-первоклассник Вова Татаркин – вот и все мои первые ученики. Предшественница моя ушла в декретный отпуск, заниматься с ребятишками было некому, и в середине учебного года начали мы с ними с азбуки. Прихватили и летние месяцы, чтобы успеть все по программе. А потом эту школу все же закрыли, и мне дали уже второй класс в соседнем селе Марьяновка.
В Новотроицк Виктор Алексеевич приехал опытным педагогом. Сначала работал в 14-й школе, до сих пор с теплом и благодарностью вспоминает ее коллектив. Ненадолго уходил в управление образования, где был заместителем начальника. Но не задержался. Быть чиновником – совсем не его история, он, как сам говорит, любит работать с ребятишками.
У Вдовина своя система преподавания. Он гордится тем, что сумел помочь многим детям полюбить русский язык, осознать его значение, понять красоту и богатство. Вот уже 20 лет Виктор Алексеевич работает в новотроицкой гимназии. Многие его выпускники поступили в разные вузы на филологический факультет. Правда, по специальности трудятся единицы. Уж очень это непростое дело – учить детей грамоте.
Как истинный педагог, Вдовин и сам всю жизнь учится. Следит за новинками, освоил компьютер, техническое оснащение, но применяет только то, что интересно самому и детям.
– По большому счету, мне необходимы лишь мел, тряпка и обычная доска. Только прописывая слова и предложения, а не просто глядя на готовые таблицы, дети станут писать грамотно. И мне надо не печатать на клавиатуре, а видеть глаза ребят: вот оно — недоумение, вот она — радость. Так я понимаю — усваивают они материал или нет. Русский язык — один из сложных предметов. Но даже если у ребенка нет орфографической зоркости, при достаточном количестве часов его можно научить на твердую тройку. Главное, чтобы учитель этого желал. Если дети это видят, они откликаются, – убежден Вдовин.
Он не против прогресса, но с грустью говорит о том, как преподается сегодня литература: все бегом, прежняя система сломана, а новая, по мнению педагога, не дает целостного восприятия творчества писателей.
– Литературу превратили в литературоведческий анализ, – сетует Виктор Алексеевич. -- Ну зачем детям тропы и фигуры? Они же не в литинституте. Им надо научиться чувствовать красоту речи, а не разбирать теорию. Литература — предмет для души, и я должен об этом с ребятишками разговаривать, а у нас нет на это времени.
Но свою горечь он никогда не передает детям. Сегодня у Виктора Алексеевича в школе совсем не так много часов, как было прежде. Однако работает он по-прежнему с полной отдачей. И общается с учениками не только на уроках. Отголоском несбывшейся мечты о геологии стали походы, в которые по сей день, пользуясь каждыми погожими выходными, весной и осенью Вдовин ходит сам и водит своих ребятишек.
За плечами 50 лет работы в школе, а Виктор Алексеевич помнит очень многих своих учеников, в каком бы году их ни учил. Многими гордится, о некоторых грустит. И честно признается:
– Из школы я боюсь уходить, потому что больше ничего не умею делать, кроме как учить.
За это умение, за полученные знания и душевность его уроков Виктору Алексеевичу Вдовину благодарны сотни его выпускников в разных уголках страны.
Анна СИМОНОВА.