Сегодня мы хотим познакомить наших читателей с Ольгой Павловной Недорезовой – недавно назначенным начальником управления образования администрации города, ее видением некоторых проблем, стоящих перед педагогами.
– Ольга Павловна, работа управления образования вам знакома изнутри. Но все-таки у начальника другие задачи, круг обязанностей значительно шире. С чем столкнулись сразу? Какие проблемы, считаете, нужно решить в первую очередь?
– Вопросов очень много, и порой трудно определить приоритет. Раньше я занималась общеобразовательными учреждениями, где мне все понятно, частично – вопросами дополнительного образования. А вот дошкольное образование – для меня сфера новая. Сейчас поняла, что глубже надо изучить требования Роспотребнадзора, Пожарного надзора, других нормативных актов. Так что предстоит и работа, и учеба.
Сегодня важный вопрос – предстоящая летняя оздоровительная кампания. Нужно готовить лагеря дневного пребывания, «Чайку». На носу итоговая аттестация учащихся, которая в этом году будет проходить по-новому. Текущий учебный год еще не закончен, но к новому уже готовиться надо.
– Что вы под этим понимаете?
– Необходимо при минимуме средств сделать в образовательных учреждениях ремонты. Выполнить предписания надзорных органов.
– Коль скоро заговорили о подготовке к новому учебному году, какие-то изменения в программах, образовательных стандартах предполагаются?
– Мы продолжаем работать по внедрению федеральных стандартов. Начальное и среднее звено уже вышло из формата эксперимента. Вводятся стандарты в дошкольных учреждениях. ФГОС направлен на повышение качества образовательных услуг. Основной государственный экзамен, единый государственный экзамен как раз свидетельствует, насколько качественное образование получают школьники. Для этого министерством образования введены зачеты по физкультуре в 4, 9, 10 классах. Введены региональные экзамены: в 4 классе -- комплексный, который пишется в два этапа, в 7, 8 классах -- русский язык и математику. Это позволяет увидеть уровень подготовки будущих девятиклассников.
– На протяжении достаточно долгого времени учителей не хватает не только в Новотроицке. Какая сегодня ситуация с педагогическими кадрами?
– Да, и у нас не хватает учителей начальных классов, русского языка и литературы, математики, истории и других. Большой процент учителей пенсионного возраста. Мало приходит молодых специалистов. Да и те надолго не остаются, не выдерживают физических, психологических, нравственных нагрузок, огромной ответственности. Сегодня школа требует учителя новой формации. Педагогическое сообщество очень динамично развивается, к этому подвигают изменения, происходящие в обществе, в образовании. Школа 20 лет назад и сегодняшняя с ее информатизацией, новыми техническими возможностями, коммуникационными технологиями отличаются. Наверное, не все успевают за временем. Чтобы выйти из ситуации, мы обучаем, переучиваем специалистов. В конце концов к началу учебного года все школы укомплектовываем кадрами.
– Какова сегодня обеспеченность бесплатными учебниками?
– Для достижения 100-процентной обеспеченности в министерстве образования Оренбургской области сформирован запас учебников, школы сами закупают учебники за счет средств госстандарта. Есть такие узкие предметы, как технология, физкультура, музыка, ИЗО, – по ним учебники дома и не нужны. Достаточно тех, что имеются в кабинете у педагога. По основным же предметам мы стараемся обеспечить бесплатными учебниками всех учеников. В настоящее время широко используются электронные варианты учебников.
– Раньше считалось, что чем больше разных учебников, точек зрения на тот или иной предмет, тем лучше. Теперь пришли к выводу: когда точек зрения слишком много, размываются опорные, базисные знания. Сколько сегодня, условно говоря, рекомендованных школьных учебников?
– Дело не в количестве учебников, а в преемственности знаний. В начальном звене в России обучение идет по программам «Начальная школа XXI века», «Школа 2100», «Школа России», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. В среднем и старшем звене под них подбираются учебники. Выбор мы оставляем за учителем, хотя понимаем, что сами должны формировать политику, чтобы в городе было единое образовательное пространство. Объем знаний, который должен получить ребенок, при любом учебнике, один и тот же везде. Но по разным программам темы могут идти в разной последовательности. И это вызывает трудности у ученика при переходе из одной школы в другую, даже при переходе из одного класса в другой.
– Заканчивается учебный год. Сейчас можно сказать, сколько выпускников претендуют на медали?
– Более тридцати человек. В прошлом году было 35. Ежегодно выпускают медалистов гимназия и лицей. В прошлом году отличилась седьмая, двадцать вторая, двадцать третья школы. В этом году претендуют на медали также выпускники шестнадцатой, восемнадцатой школ. Хочу пожелать всем пройти итоговую аттестацию – нелегкое испытание, выбрать единственно верный в жизни путь и реализовать свои возможности.
– Ну а вам успехов на новом поприще.
Справка "ГТ". Ольга Павловна Недорезова родилась в Новотроицке. Училась в одиннадцатой школе, девятый и десятый класс оканчивала в шестнадцатой. Окончила физико-математический факультет Орского госпединститута и в 1984 году пришла работать в шестнадцатую школу учителем математики. В 1996 году назначена завучем по учебно-воспитательной работе.
В 2006 году пришла в управление образования вначале специалистом, затем заместителем начальника управления. С апреля 2014 года – начальник управления образования.