Все в жизни Зинаиды Александровны Зазоркиной происходит будто по заранее кем-то написанному сценарию, имеющему странный циклический характер. Была маленькой девчонкой, играла в школу. В шесть лет пошла в первый класс. После школы окончила педагогическое училище, а затем институт – стала учителем и руководителем школы. И вот уже за плечами сорок лет педагогического стажа.
А началось все с детского сада №16, куда она пришла по приезде в Новотроицк совсем молоденькой учительницей из Переволоцка. Но школа все равно тянула, шумные ребятишки, уроки и перемены, октябрятские и пионерские сборы. 1 апреля 1978 года (не в шутку, а всерьез) Зинаида Александровна переступила порог десятой школы, ставшей ее вторым домом.
Скорее она почувствовала это на подсознательном уровне. Как у всякого творческого по натуре человека, в голове начали возникать, вариться идеи: а почему бы не создать школу социального успеха? Программа приобрела зримые очертания, когда Зинаида Александровна уже стала руководителем в 1997 году.
– Мне тогда еще показалось интересно попробовать реализовать идею непрерывного образования (правда, мы не называли ее так), создав комплекс «детский сад, школа, профессиональное училище, институт», чтобы буквально каждый ребенок смог реализовать себя в каком-то деле, – рассказывает Зинаида Александровна. – Часть «Школа – ПУ – вуз» я сделала. Садики как-то остались.
Программа развития школы понравилась преподавателю, профессору доктору педагогических и психологических наук Оренбургского педуниверситета В. Рындак, которая помогла молодому еще директору оформить ее.
Школа социального успеха начала рождаться в содружестве З. Зазоркиной с директором профессионально-технического училища №34 Виктором Гречкасием. Они практически впервые в области создали классы социально-психологической адаптации, которые помогли не сломаться десяткам подростков, попавших в водовороты житейских трудностей, в сомнительные дворовые компании. Директор и коллектив поощряют успехи учащихся. Ребята всегда с нетерпением ждут школьные линейки, знают: кому-то в очередной раз будут вручать диплом или почетную грамоту в соревновании, турслете, олимпиаде. В приемной директора вся стена увешана наградами, и о каждой Зинаида Александровна может рассказывать бесконечно.
Год от года школа расширяла круг своего влияния: появились спортивные классы, присоединилась городская вечерняя школа. И последняя новость: не исключено, что к десятой школе вскоре могут присоединить детский сад №16 (круг замкнулся) – в городе появится еще одно учреждение, работающее по принципу непрерывности образования. В этом случае Зинаида Александровна сможет полностью реализовать свои давние задумки, обогащенные новым опытом и знаниями.
Зинаида Александровна с благодарностью вспоминает своих старших коллег, у кого училась педагогическому мастерству, – К. Жилину, М. Проскурину, завуча Н. Кистанову, у директора Владимира Георгиевича Толкачева – совершенствовала организаторские умения. Учеба пошла впрок. Уже в 1993 году З. Зазоркиной присвоено звание отличника народного просвещения, она становится лауреатом премии администрации Оренбургской области в 1 миллион рублей. А ровно через два года такой же миллионный грант Президента России получает школа как победитель Всероссийского конкурса. 2013 год оказался знаменательным для десятой школы: она стала лауреатом первого Всероссийского конкурса «100 лучших школ России», получила золотую медаль и диплом. Но на этом череда наград не закончилась. Накануне первомайских праздников директор Зинаида Александровна Зазоркина награждена медалью «За трудовую доблесть», а информация о школе размещена в электронном реестре «Доска почета России».
Вот так всплывают из времени события, казалось бы незначительные, но завершающие определенный жизненный цикл человека и выводящие его на новый виток развития – не менее сложный, интересный и заслуживающий новых наград.
Антонина ОВСЯННИКОВА.
Фото Вадима МЯКШИНА.