Гвардеец труда. Новотроицк

Судьба и доля

Судьба и доля
Огромную роль в человеческой жизни играет судьба, которая чаще всего определяет и саму жизнь. От судьбы не уйдешь. Уже при покачивании колыбели решается, куда склонится чаша весов судьбы. Для кого-то жизнь и судьба – синонимы, а кто-то считает судьбу слепым орудием высших сил, олицетворяющих Рок. Желающего судьба ведет, нежелающего – тащит. И все люди – игрушки в руках судьбы. Если жизнь – это дорога, то судьба – это путь, вектор жизни. Дорога может быть прямой и зигзагообразной, она может идти вперед и возвращаться назад, но путь твой все равно проложен по вектору: от высотки к высотке, от вехи к вехе. Если он определен свыше, то человеку остается только достойное прохождение этого пути. Если человек считает себя хозяином своей судьбы, то на него ложится двойная ответственность – и за цель, и за средства. В этом случае выражение, что цель оправдывает средства, а средства определяют цель, является пустой отговоркой бессилия перед судьбой. Но парадокс заключается в том, что именно к этой отговорке чаще всего прибегают хозяева своих и чужих судеб. По христианской традиции судьба – это Суд Божий. Она дается как испытание, а ответ приходится держать перед Высшим Судом. По большому счету неважно, откуда определено тебе это испытание – по воле Божьей или по твоей собственной воле. Господь милосерден, Он никогда не вручает человеку тот крест, который ему не под силу. Существует притча о том, как один человек взмолился Господу, что крест его слишком тяжел. И тогда Господь предложил человеку самому выбрать себе крест. И увидел тот кресты до самого неба, и те, которые выше колокольни, и те, которые выше крестьянской избы. И долго выбирал он, пока не выбрал самый маленький крест. И тогда оказалось, что выбрал тот человек свой собственный крест. Только в этот раз он ему не показался непосильным. И понес он его с радостью, возблагодарив Господа и судьбу, что крест его так легок по сравнению с другими крестами. Как и тот человек, многие хотят избежать своей судьбы, с горечью принимая ее удары и не желая замечать ее благости. Ведь чаще всего мы встречаем свою судьбу на пути, который избираем, чтобы уйти от нее. И чем благосклонней судьба к человеку, тем тяжелее он воспринимает ее временную немилость. А ведь именно тогда, когда человек наслаждается всеми дарами счастья, самое время задуматься ему о превратности судьбы. Многие недовольны своей участью и стараются всеми правдами и неправдами изменить ее к лучшему, не думая о том, что вместе с приобретениями они взваливают на свои плечи крест, который им не под силу. «Не испытывай свою судьбу, не стремись брать на себя более, чем положено», – изрекал древний оракул. На первый взгляд, эта установка кажется пассивным нежеланием бороться за свое счастье. Под лежачий камень вода не течет. Никогда не известно, сколько судьбы в нас, а сколько нас – в судьбе. Дорогу осилит идущий. Только истинное мужество ставит нас выше рока. Тысячи громких и славных судеб приводят нас к мысли, что тем, кто помогает сам себе, помогает и Бог. Правда, никто не помнит и не думает о миллионах изломанных судеб, хозяева которых надорвались от непосильной ноши. Большую роль в жизни человека играет не только судьба, но и доля. Это слово имеет несколько смыслов: доля – как часть чего-то целого, и доля – как часть человеческой судьбы, больше которой человеку не дано. Это тот случай, когда говорят, что человеку была уготована большая судьба, но доля его оказалась совсем другой. В народном сознании доля часто подменяет судьбу: «Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать». В понятии «доля» слышится какая-то обреченность. И если существует выражение «хозяин своей судьбы», то выражение «хозяин своей доли» в словесный обиход не вошло. Это значит, что судьбу свою человек может изменить, но доли своей изменить он не может. Почему такое мнение устоялось, сразу и не поймешь, ведь судьба имеет мистический смысл, а доля чаще всего определяется жизненными обстоятельствами.  В «Зияющих высотах» А.Зиновьева приводится притча, рассказанная одним из героев: «В армию я попал еще до войны. Приехали в полк. Привели нас в столовую. Посадили по восемь человек за стол. Принесли буханку хлеба. Делить взялся интеллигентный по виду парень. Разделил так. Один кусок самый большой. Другой – чуть поменьше. Остальные как попало. Воткнул нож в самый большой кусок, крикнул: «Хватай!», – подвинул второй по величине кусок здоровому парню, своему соседу, который ему покровительствовал. Для меня наступил момент, один из самых важных в моей жизни. Или я подчинюсь общим законам социального бытия и постараюсь схватить кусок по возможности побольше, или я иду против этих законов, то есть не участвую в борьбе. За долю секунды сработал весь мой прошлый жизненный опыт. Я взял тот кусок, который остался лежать на столе. Самый маленький. Эта доля секунды решила всю мою последующую жизнь. Я заставил себя уклониться от борьбы». Человек сам определил свою долю, будь то самый маленький кусок хлеба на общем столе, или самый маленький кусочек счастья на жизненном пиру. Тем самым он определил и свою судьбу. Наверное, он будет хорошим бойцом на поле битвы и хорошим работником после войны, если не погибнет в бою. Но, можно не сомневаться, что наград на войне и жизненных благ после войны ему достанется меньше, чем другим. Он все будет получать в последнюю очередь или не получать вовсе, и несмотря на честный труд, всегда будет казаться окружающим его людям лишь попутчиком на жизненном марше. А в новую либеральную эпоху его просто столкнут на обочину жизни. Но если судьба – это Суд Божий, то, возможно, на Высшем Суду к тому человеку отнесутся благосклоннее, чем на партийном собрании или на собрании акционеров. Беда только в том, что тот человек, как и большинство его современников, был атеистом. Искупится ли этот грех в глазах Господа, умеющего проникать не только в разум, но и в душу?