Гвардеец труда. Новотроицк

Художник рисует город

Художник рисует город
Кто бы мог подумать, что город в рабочей спецовке окажется удостоен внимания живописца. Причем портрет его получится не героическим, преисполненным трудового подвига, а тихим и лиричным. Именно таким увидел Новотроицк и показал его зрителю художник Виктор Шапочкин. Мы встретились с Виктором Николаевичем и попросили рассказать об известной серии городских пейзажей, которую наш земляк пишет уже много лет. Оказалось, у дуэта «художник и город» есть свой художественный руководитель. – Если бы не супруга, меня вообще не было  бы в Новотроицке, – смеется Шапочкин. С Ольгой Александровной они вместе уже 29 лет. А встретились в Челябинской области, где художник родился и вырос. Потом была переписка, несколько встреч, и в итоге он приехал в город металлургов. Здесь по направлению после института его невеста, коренная оренбурженка, работала детским доктором. После своей живописной, богатой лесами и озерами  родины, в степном Оренбуржье Виктор Шапочкин долго даже не пытался писать пейзажи. Широкие просторы  не вдохновляли. Именно супруга предложила обратить внимание на улицы города. В воплощении этой идеи для него необычным было все – и обращение к пастели, с которой он не работал со студенческой скамьи, и местный колорит. -- Начинал с озера Сазаньего, потом осмелел, вышел на улицу Пушкина, -- вспоминает Виктор Николаевич. – Там такие интересные дома, построенные еще пленными немцами, -- с балкончиками, террасами. Все это имеет особенный налет истории, задумчивости. Конечно, жители восприняли меня с любопытством, многие подходили, смотрели, что это я там рисую. И вслед за тем, как глазу художника стали открываться уголки Новотроицка,  пришла и его любовь к здешней природе. Ну кто бы мог подумать, что  березовая рощица на его картине,  находится всего в нескольких шагах от центральной улицы. И снежная синь – это тоже часть нашего промышленного города. Какую работу ни возьми, все где-то тут, за углом, не единожды каждым из нас виденное, а вот запечатлеть эту красоту сумел только художник.  –  Зимой интересно писать просто тротуар в сверкающем снегу, – рассказывает Шапочкин. – Иногда ко мне подходят зрители и спрашивают: а почему у вас снег синий,  сиреневый и даже зеленый? Я говорю только одно: присмотритесь! После тихой улицы Пушкина художник давно уже расширил географию своих работ. Теперь его не смущают замечания прохожих. Скорее наоборот, интересны. Так он узнал, что есть «дом Фельдмана», и где находится первая пятиэтажка, и много еще любопытных моментов, касающихся живой истории города. Кажется, Шапочкин и сам уже стал достопримечательностью Новотроицка. Ну кто, скажите, не видел его  за мольбертом где-нибудь во дворе или на пешеходной дорожке? В летнюю жару и зимой, когда мерзнут пальцы и стынет масло, художник стремится перенести нехитрую прелесть новотроицких улиц на полотно.  – Однажды вот также работал, и  подошел мужчина лет 30-ти. Говорит: а знаете, я еще мальчишкой был, вы здесь рисовали, и я к вам подходил... Ну что ж, для него этот момент в жизни остался в памяти, мне приятно, – делится художник. Серия городских пейзажей, которую Шапочкин пишет вот уже много лет, если не летопись  в картинах, то уж точно – отражение  атмосферы провинциального города. Но самое любопытное, когда в уголках Новотроицка зрители узнают совершенно неожиданные для художника, но близкие им места. Кто-то угадывал улицы Парижа, кто-то – Висбадена. Один немец даже отправил работу Шапочкина в родной город в виде открытки, настолько она оказалась близка его сердцу. Опыт, приобретенный на улицах Новотроицка, весьма пригодился художнику в его творческих поездках по России и за границей. Где бы ни писал Шапочкин, вокруг собирались зрители. Ему нравится осень, когда в багрец и золото одеваются деревья, когда с буйством красок соседствует грусть. Вот где простор для художника! Впрочем, любое  время года теперь дарит Шапочкину вдохновения не меньше. Надо только уловить ту мимолетную красоту и суметь ее передать. – Вот весенний этюд, трамвайная остановка на площади Ленина, – демонстрирует художник. –  Влажный воздух, солнечный свет и эти блики в лужицах передают то особенное настроение, которое бывает в апреле. На следующий день припекло солнце, лужицы высохли, и все – обычное серое полотно асфальта. Особую интригу работам Шапочкина придает не только то, что все мы стремимся узнать в них знакомые места, но и люди, силуэты которых запечатлены на картинах. Кто и когда шел мимо художника и почему попал в его поле зрения? Мастер признается: иногда сам просит прохожих задержаться, чтобы он успел зарисовать их. Как аргумент шутливо выдвигает предположение: быть может, эта картина уйдет куда-нибудь в Англию. И это совсем не преувеличение. Новотроицкие пейзажи от Шапочкина давно уже разлетелись по всему миру. Но особенно близки они все же новотройчанам. И сам художник нет-нет да и возвращается на те места, где когда-то начинал свою серию. В родном городе у Виктора Николаевича в связи с его работой случалось и немало курьезных моментов. Ему даже подаяние преподносили, когда писал у церкви. А однажды, вскоре после того, как картина с изображением остановки на Парковой площади  была представлена зрителю, на очередном пленэре на главной улице рядом с Шапочкиным вдруг затормозила маршрутка. Взволнованный  водитель, бросив пассажиров, обратился к художнику больше с утверждением, чем вопросом: «Ну скажи, ведь это моя ГАЗель на твоей картине?!»... «Конечно, да, ну кто бы сомневался!» – улыбается мастер. Теперь у супругов Шапочкиных родилась идея сделать эту картину, вернее, отпечатанную на ткани ее репродукцию, частью лоскутного оберега города, который готовится к юбилею Новотроицка. За пределами любого полотна остается невидимым труд, который вкладывает художник в свое произведение. Как творит мастер свои работы? Исключительно так, чтобы этого труда в картине не было и тени. Чтобы посмотрел зритель, и ничего, кроме легкости, не ощутил. Среди близких его сердцу картин – пейзаж  на озере Сазаньем. Созданная уже более 20 лет назад, эта работа  пережила разные настроения своего создателя и выдержала испытание временем. –  Я ее хотел выбросить, – признается Шапочкин. – Но супруга сказала: нет! И вот теперь эта картина стала нашим талисманом, что ли. Было много предложений и желающих ее купить, но она не продается. Фото Виктора Шитина.