Гвардеец труда. Новотроицк

Анатолий Кашигин. Наивный романтик

Анатолий Кашигин. Наивный романтик
В Оренбургском областном музее изобразительных искусств открылась выставка Анатолия Кашигина «Маленький человек о большой стране», посвященная 75-летнему юбилею художника – одного из самых ярких и талантливых в Оренбуржье. В двух залах музея выставлены работы Кашигина за весь его творческий период – начиная с 1960-х годов прошлого века и заканчивая совсем недавними. Так, последнюю работу, представленную на выставке, художник написал всего неделю назад, вернувшись с отдыха на речке Сакмара. Родился Анатолий Петрович в 1939 году в белорусском городе Гомеле. Когда началась война, его эвакуировали в Оренбургскую область. Здесь, в совхозе «Мирный» Саракташского района, сироту усыновила школьная учительница Мария Кашигина. Мария Михайловна дала двухлетнему ребенку и свою фамилию. По окончании десятилетки и ремесленного училища Анатолий выбрал рабочую профессию, но все свободное время отдавал рисованию. «Сколько себя помню, столько и рисую», – говорит художник. Это увлечение привело его в 1963 году, пожалуй, в первый в истории вуз с дистанционным обучением – Народный заочный университет культуры им. Крупской в Москве, который Кашигин окончил с отличием. Тогда же молодой автор, перебравшийся к тому времени в Новотроицк, начал участвовать в выставках. В 24 года он впервые стал дипломантом одной из масштабных экспозиций. Его работы увидели любители живописи не только СССР, но и Германии, Чехословакии, Франции. Анатолий Петрович трудился учителем рисования в школе, педагогом по живописи в СЮТ, в гимназии №1. До 1989 года Кашигин работал пожарным, но и в этот период он не прекращал рисовать. С 1993 года – есаул Белого Союза Казачьих войск. В 1995 году он стал первым новотройчанином, получившим членский билет Союза художников России, а в 2000-м был принят в Международную ассоциацию изобразительных искусств ЮНЕСКО. Кашигин не получил систематического художественного образования. Его творчество по ряду существенных признаков условно вписывается в стилистику наивного искусства, к которому относят и работы таких известнейших мастеров, как Руссо, Пиросманишвили. Стремление обрести эмоциональную ясность, чистоту мировосприятия, целостность и простоту образного строя диктует ему некое опрощение художественных средств, обращение к формам примитива. Однако в его творчестве прослеживается и сильное влияние Винсента ван Гога, страстным почитателем которого он является. Обращаясь к светлой, динамичной палитре, струящимся мазкам, столь характерным для произведений голландского живописца, Кашигин также стремится к эмоционально-психологической напряженности. «Вангоговское» сочетание ярких цветов, выразительного ритма рисунка и смелых, свободных композиционных решений есть и в работах этого самобытного талантливого мастера. Природное дарование Кашигина выливается на холст или бумагу самобытно и энергично. Уникальность его живописи и графики не может быть объяснена только стилистикой примитива. Его произведения сложны для восприятия даже для знатоков искусства. Его мир – динамичный, сверкающий, воплощенный на холсте или бумаге широкими, порывистыми пастозными мазками, покоряет и завораживает искренностью мироощущения, естественностью. Оригинальность и экспрессивность – вот творческое кредо мастера. Живопись для него – это стихия творческого дыхания, когда, импровизируя цветом и формой, художник передает создаваемым образам свою неуемную внутреннюю энергиею. Динамика и яркая палитра, насыщенная оранжевыми и красными тонами, напоминающими всполохи огня, делают его работы оптимистичными. Именно в этом ключе написаны многие произведения, посвященные природе и людям родного края. В частности, тема оренбургского казачества – одна из ключевых в его творчестве. Но в его живописных и графических циклах часто звучит и подлинный драматизм. Им пронизаны композиции на темы Великой Отечественной войны, и работы, посвященные А.С. Пушкину («Дуэль на Черной речке», «Перед дуэлью», «Пугачев»). Помимо оригинальных произведений, интересны и «ремейки» Ван Гога и Гогена. Назвать их копиями невозможно – иная техника, измененные контуры, измененный дух – картины будто преломились в старом, потресканном зеркале и приобрели новый, усиленный, порой пугающий драматизм. «Ремейки» меняют контуры, мазки, порой палитру, но удивительно сохраняют общее настроение. Произведения Кашигина хранятся  в музеях нашей Родины и далеко за ее пределами. Есть работы мастера в Государственном объединении «Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник», в Московском музее народного творчества,  Московском муниципальном музее наивного искусства, в музеях Орска, Новотроицка и Оренбурга, в музее МВД России, в частных коллекциях в России, Чехословакии, Германии, Великобритании, Хорватии, Швеции, Нидерландах. Несмотря на возраст и уже не совсем крепкое здоровье, Анатолий Петрович от творчества не отказывается.  – Последние несколько дней июня провел на Сакмаре, – рассказывает художник, – сделал с десяток рисунков и написал одну картину маслом. Выставка запланирована на сентябрь и пройдет в областном центре народного творчества. Свой юбилей я не праздновал, к таким торжествам отношусь довольно равнодушно. Но было приятно, что к моему 75-летию была организована выставка в Оренбургском областном музее изобразительных искусств – это, без преувеличения, лучший выставочный зал в области. Какие планы? Унывать и сдаваться не собираюсь. Пока смогу писать, обязательно буду это делать. Марина МУРОМЦЕВА. Фото Вадима МЯКШИНА.