Гвардеец труда. Новотроицк

Торговля: болевые точки

Торговля: болевые точки
Организованная по инициативе редакции газеты «Гвардеец труда» «прямая линия» с начальником отдела потребительского рынка и услуг администрации города Викторией Грачевой вызвала большой интерес у новотройчан. В течение часа звонки поступали практически без перерыва. Диктуют условия -- Здравствуйте, я Михаил Григорьевич. Решил провести кабельное телевидение. Дочь купила кабель и штекеры, а монтеры НоКСа не берут: кабель и штекеры должны быть только те, что у них. А у них дороже, хотя у нас все такое же. И кабель они просто бросили на пол, а когда я их попросил прикрепить его к плинтусу, сказали, что это уже не их дело, если заплачу дополнительно, то сделают. Они правы? -- Организация, оказывающая данную услугу, имеет свой порядок. Чтобы быть уверенными в том, что все элементы подключения соответствуют необходимому качеству и сопоставимы друг с другом, они предпочитают иметь дело с тем, что есть у них. Цену за оказанную услугу и объем работ они также определяют самостоятельно. Если вас это не устраивает, вы можете не пользоваться услугами НоКСа, а,  допустим,  найти альтернативную компанию либо поставить спутниковую тарелку. У вас есть право выбора. Вино рекой и водка до полуночи -- Меня зовут Виктор Иванович. Я уже обращался к вам по поводу павильона на остановке «Магазин «Новотроицк», где разливают пиво и водку. -- Да, я помню и докладываю вам, что по вашему обращению мы пригласили предпринимателя и дали ей срок убрать все столы, пресечь там всевозможное распитие и перенести розлив вина из бочек в бутылки таким образом, чтобы это не мешало другим покупателям осуществлять покупки. В ближайшие дни проверим, как она исполнила наше указание. -- Я вчера вечером был там, пошел специально в 12-м часу ночи. Спросил, можно ли купить 100 граммов? Мне сказали: 22 рубля. -- То есть  алкогольную продукцию вам предложили ещё и в розлив? -- Да, причем водку спокойно продают. -- Это грубейшее нарушение. Губернатором Оренбургской области ограничен режим реализации крепких спиртных напитков в рознице с 22 до 10 часов утра. Тем более  это объект розничной торговли, и никакой торговли на  розлив там быть не может. Если вы к нам письменно обратитесь с данной информацией, мы будем ходатайствовать перед лицензирующим органом о приостановлении действия лицензии  по названным нарушениям. -- Так вот, я вам звоню! -- Звонка, к сожалению, недостаточно. Должно быть письменное заявление. -- Но это же безобразие! Они там торгуют до полночи. -- Объясняю: режим работы предприниматель устанавливает самостоятельно. А вот то, что там продается водка после 10 часов вечера и в розлив, это нарушение. Но чтобы его пресечь, нам необходимо заявление. -- Ну почему заявлять должны простые граждане? У нас есть контролирующие службы, где работают люди и получают за что-то деньги. -- Дело в том, что все внеплановые контрольные мероприятия проводятся только на основании письменных обращений граждан. Таков закон. Кондиционер… поплыл -- Здравствуйте, вас беспокоит Марина Геннадьевна. Летом мы купили кондиционер, который нас устраивает своей конструкцией – его можно перекатывать из комнаты в комнату. Но через неделю эксплуатации кондиционер стал протекать. Сразу мы его в ремонт отдать не могли и пользовались, собирая воду с помощью полотенца. Когда жара закончилась, обратились в магазин, объяснив ситуацию. Сотрудники кондиционер приняли, пообещали, что разберутся. Позже нам сообщили, что он работает нормально и мастеру они его показывать не стали. А нас обвинили в том, что мы попользовались прибором и теперь за ненадобностью хотим от него избавиться. Но в том-то и дело, что кондиционер нам нужен, и он нам нравится, только пусть его наладят, чтобы не протекал. -- Я прошу вас принести нам документы на кондиционер, чтобы мы могли изучить его технические характеристики. В зависимости от того, что там прописано, дадим вам совет, как поступать дальше. Если этот дефект  проявляется, подскажем, где можно провести независимую экспертизу. По вопросам защиты прав потребителей мы принимаем в понедельник и среду с 8 до 17 часов, приходите. Обвешивают, обсчитывают… -- Алло! Я хочу пожаловаться на продавщицу, которая торгует капустой около 136-го дома на ул.Советской и постоянно обманывает.  200 граммов обвеса – это у нее как правило. -- Мария Ивановна, то, что там на улице торгуют, уже незаконно. А они еще и обвешивают. Мы туда проедем, эту торговую точку уберем. Вам же я рекомендую приобретать продукты в магазинах, где есть контрольные весы. -- Но у нее-то дешевле. -- Она вас обвесила – вся разница в цене ушла, даже дороже получилось. -- «Прямая линия»? Меня зовут Зинаида Петровна. У совета ветеранов продают рыбу и каждого покупателя «надувают»! Куда можно обратиться? --  Уточните, в каком  магазине? -- Это на улице, недалеко от фонда «Милосердие». -- Так они вообще там не должны торговать рыбой. -- Но продают! -- Мы обязательно проедем, посмотрим. У нас буквально накануне уже была такая же жалоба, наши специалисты совместно с ветинспекцией выезжали туда, пресекли точку стихийной торговли. -- Здравствуйте! Я пенсионерка, Мария Александровна. Скажите, сейчас ведется хоть какой-нибудь контроль за магазинами? Ведь обвешивают и обсчитывают постоянно. Кто этими нарушениями занимается? -- Этим занимается отдел по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке  ОВД города. В каком магазине вас обвешивают? -- В «Афине» на остановке «Железнодорожной». В «Уральской сластене» на ул.Мира. Ведь постоянно! Домой приду – 200 граммов не хватает. Думала, весы у меня неправильные, но в «Славянском базаре» купила килограмм фарша – там весы электронные, дома взвесила – точно, килограмм. -- Мы обязательно направим эту информацию в ОВД, они произведут контрольную закупку. Если факты подтвердятся, предприниматели будут наказаны. На будущее имейте в виду, что если сомневаетесь в правильности веса, вы должны не дома это проверять, а  в этом же магазине на контрольных весах перевесить купленный товар. И тут же предъявлять претензии продавцу или заведующей. -- Но ведь стыдно. Да и нервы трепать лишний раз не хочется. -- Это ваши деньги. Почему вам должно быть стыдно, когда вас обманывают? По-другому свою позицию не отстоять. -- Добрый день! Меня зовут Светлана Вячеславовна. В магазине продают просроченную молочную продукцию. Я вовремя обратила внимание, а если бы не увидела число на пакете, так бы и купила. А продавец не предупреждает. -- Согласна, это недопустимо и является грубейшим нарушением правил торговли. -- И еще. В супермаркетах, чтобы разобраться, какой ценник к какому товару относится, приходится тратить много времени. Бывает, и ценник есть, товара нет. Обращаешься к сотрудникам, они тоже порой подсказать не в состоянии. Можно ли навести с этим порядок? -- Я вас отлично понимаю, потому что сама, как потребитель, хожу по магазинам и очень часто делаю замечания по этому поводу. Действительно, подойдешь к холодильнику, где, например, замороженные продукты или масло – ассортимент большой и море ценников, попробуй разберись,  что сколько стоит. Да, замечания делали, видимо, придется еще раз сказать о том, что людям неудобно, пусть администраторы подумают. -- Здравствуйте! На городском рынке за павильоном «Евросеть» пристроилась армянская кухня. Я бы сказал, там антисанитария. -- Мы тоже заинтересовались этим предприятием фаст-фуда, запросили у предпринимателя документы, подтверждающие законность его деятельности, пока ждем, держим на контроле. Вместо послесловия Несколько звонков, поступивших на «прямую линию», не касались сферы деятельности отдела потребительского рынка и услуг, но Виктория Грачева не оставила их без внимания и перенаправила эти обращения по подведомственности в соответствующие органы. Мы тоже не могли не задать Виктории Юрьевне свои вопросы. -- Звонками на «прямую линию»  новотройчане определили основные болевые точки нашей торговли, не так ли? -- Причем как на «прямую линию», так и в обычные дни больше всего жалоб поступает на обсчет, обвес, на приобретение некачественного товара, в основном  технически сложного. Предложений стало больше, а качество, к сожалению, ухудшилось. Часто покупатели жалуются на грубость продавцов. Я всегда призываю игнорировать впредь те предприятия торговли, где вам нахамили.  Если продавец хам и покупатели перестанут приходить, предприниматель будет нести убытки и наверняка  задумается о причинах. -- Но мы же не должны молча сносить грубость. Есть на этот «лом» другой, пусть не точно такой же, но тоже сильный инструмент? -- Старую добрую книгу предложений и отзывов еще никто не отменил. В каждом магазине она должна быть на видном месте в уголке потребителя. Пишите туда. Это ваш способ вести диалог с предпринимателем – владельцем магазина. Книга прошнурована, страницы в ней пронумерованы, заверены нашей печатью, извлечь оттуда страницу не получится. Пишите все, чем вы недовольны, процитируйте продавца и скажите, что теперь вы будете игнорировать этот магазин. Если на грубого продавца одна за другой будут появляться жалобы, владелец от такого работника избавится, ему тоже не безразлична репутация своего предприятия и, конечно, прибыль. Причем предприниматель обязан не только прочитать ваше обращение, но и здесь же дать ответ, рассказав о принятых мерах. Если нет ответа, потребитель может обратиться к нам в отдел и пожаловаться уже на предпринимателя. Иного способа воздействовать на грубость нет. -- Как нас обвешивают и обсчитывают, стало уже притчей во языцех. Люди вспоминают времена народного контроля и торгинспекции и справедливо возмущаются, что сейчас такого нет. А почему нет? -- Госторгинспекция -- контролирующий орган, который в целом проверял соответствие состояния торговых предприятий нормам законодательства, упразднена в 2004 году. Народный контроль прекратил свое существование еще раньше. Сейчас контрольно-надзорные органы могут прийти в какой-либо объект бизнеса, только если имеется письменное обращение и (или) угроза жизни и здоровью граждан. И только после согласования с прокуратурой. А по плану – не чаще, чем один раз в три года. Причем план утверждается прокуратурой на год, вывешивается на сайт, предприниматель заблаговременно извещается. Бизнесу созданы все условия -- работайте, соблюдайте все, что положено. Законодательство, которое регулирует торговлю и общественное питание, стало демократичным и мягким, ориентированным на законопослушных предпринимателей… -- Вопрос в том, готовы ли представители бизнеса быть такими сознательными. А вам, похоже, связаны руки? -- Цель была благая – чтобы малый бизнес больше развивался. А получилась распущенность. Недобросовестные предприниматели и продавцы поняли: доказать факт обвеса и обсчета сложно, не каждый пойдет  писать заявление, что его обсчитали на 3 рубля. Итог печален. И все равно говорить об этом нужно. Если изо дня в день будет звучать, что в конкретном магазине обвешивают, люди задумаются, куда им лучше идти за продуктами. -- Еще одна вечная тема – уличная торговля. -- Не хочется быть пессимистом, но справиться с ней очень сложно. Только одну точку «убрали», она тут же появляется вновь. По действующему законодательству права по пресечению стихийной торговли переданы милиции. А у милиции  более серьезных задач и проблем хватает. Да, составляются протоколы, но это не решает проблемы. К тому же штрафы за такую незаконную торговлю просто смешные – от 100 до 300 рублей на физические лица и 500 рублей на индивидуальных предпринимателей. Действенной мерой это не назовешь. Предприниматели очень легко идут на такое нарушение. Мы совместно с представителями нескольких структур, признаться, больше тратим бензина, ищем владельца «торговой точки», потому что продавец, который, как правило, не имеет ни трудового договора, ни медкнижки, ничего не знает о хозяине. Когда мы его все-таки находим, составляем протокол, он платит штраф и… продолжает свое дело. Фото Виктора ШИТИНА.