Инклюзивное образование в нашем городе появилось относительно недавно, и единственной школой, рискнувшей внедрить его, стал лицей №1. Сегодня можно подводить первые итоги новации. О них мы говорим с директором школы Натальей Рыбиной.
– Наталья Анатольевна, что вы можете сказать об этой форме образования вообще и о том, как оно развивается в вашей школе?
– Вначале напомню, что инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, учатся в одном классе, в одной школе, где для них создаются необходимые условия и оказывается специальная поддержка.
Инклюзивное образование – федеральная программа, лицей довольно успешно работает по ней третий год. Конечно, трудности возникали изначально и существуют до сих пор. Но непреодолимых препятствий не было.
– Сколько детей обучается по программе?
– В этом году пришла еще одна девочка. И вместе с ней получается 8 ребятишек.
– Каких успехов достигли дети?
– У всех по-разному, но у большинства детей заметна балльная успешность в развитии и учебе. Одни пришли уже подготовленными к общеобразовательной школе. С другими пришлось много работать.
– Возникали ли на начальном этапе проблемы и с чем они, по вашему мнению, были связаны?
– Безусловно, возникали. Есть очень отвлекаемые дети, требующие постоянного контроля как в школе, так и дома. Бывает, в классе ребенок работает, а дома должного усердия не проявляет. Поэтому с такими ребятами приходится очень много дополнительно заниматься. Но в целом дети очень старательные.
– Как складываются взаимоотношения у детей?
– Абсолютно нормально. Вначале на этот счет у нас были тревоги. Но они оказались напрасными. Новички спокойно влились в ученические коллективы, никаких конфликтов не возникло. Даже с «колясочной» девочкой дети на перемене играют в догонялки. А старшеклассники малышей оберегают, когда надо – помогают, заботятся о них. Одним словом, наши дети молодцы.
– Планируете ли вы развивать накопленный опыт?
– Безусловно. Сегодня главная наша проблема – организовать перемещение детей на верхние этажи. Поэтому планируем установить лифт.
– Самим детям нравится такая перемена в их жизни?
– Думаю, да. Вряд ли кто-то из них захочет возвращаться обратно в четыре стены вместо живого общения с детьми и откажется от всего того, что дает школа. Ведь ребята с ограниченными физическими возможностями участвуют во внеклассных мероприятиях, а один мальчик даже читал стихотворение на фестивале «Новотроицкая весна». Все это еще раз говорит в пользу инклюзивного образования, которое позволяет детям разрушать все преграды и жить полной жизнью.
Сабина САХАР,
студентка факультета журналистики Челябинского государственного университета.