В профессию люди приходят по-разному: одни случайно, другие – чтобы воплотить свою детскую мечту, третьи – с осознанным желанием реализовать себя. Образование не прощает случайности. Да и учитель – категория особая. Только преданный своей профессии и детям, обладающий глубокими знаниями, умеющий зажечь в сердцах своих воспитанников огонь познания, он остается для них мерилом всего лучшего, что может дать школа.
Что значит учительская профессия, трудно ли соответствовать жестким требованиям – об этом мы сегодня беседуем с учителем английского языка гимназии №1, лауреатом губернаторской премии Татьяной Владимировной Желтовой, 23 года отдавшей школе.
– Татьяна Владимировна, кто повлиял на ваш выбор профессии?
– Учитель английского языка пятнадцатой школы Антонина Васильевна Громова, классный руководитель Валентина Алексеевна Великанова (к сожалению, ныне покойная), Виктор Алексеевич Вдовин, который помог утвердиться в выборе. Эти люди для меня – иконы в образовании.
Родители мои к педагогике не имели никакого отношения. Более того, во всей родне я единственный учитель. Папа и мама – инженеры, но по природе своей они были педагогами.
– А почему выбор пал на английский?
– Может быть, благодаря родителям. Когда я была маленькая, отца направили в командировку в Иран на строительство Исфаганского металлургического комбината, потом он обучал рабочих. Там, видимо, понял, как трудно без языка. И по возвращении на родину сказал мне: «Татьяна, надо изучать иностранный язык». Уже позже привлекла аналитика, логика английского языка.
– В институте язык давался легко?
– Специальность «иностранный язык» – одна из самых трудных. Учиться было сложно, особенно у таких корифеев, какими были мои преподаватели. Стыдно было прийти неготовой на занятия к людям, которые воспринимают мир на философском уровне, рассуждают свободно, интересно, красиво, креативно. Я, как губка, впитывала все, что они говорили, делали.
– Вы так по-доброму говорите о своих учителях. А сами что-то переняли из их опыта?
– Однозначно, да. Может быть, не опыт, а стиль преподавания. Например, Валентину Алексеевну Великанову я не назвала бы демократичной, но в ней чувствовалось такое большое уважение к ученику, что не оправдать ее доверие было невозможно. Педагоги у меня все были строгие. Да и сама я – учитель строгий. Строгость ведь – это элемент упорядоченности дела, а она – залог успеха.
– Как ученики воспринимают вашу строгость?
– По-разному. С теми, кто склонен к порядку, мы быстро находим общий язык. Они понимают, что дисциплина и порядок быстрее принесут плоды, нежели неорганизованность.
Я убеждена: педагог – одна из самых сложных профессий только потому, что ему приходится строить отношения со многими людьми – с учениками, их родителями, с коллегами, другими людьми, вовлеченными в образование.
– Как бы вы сформулировали свое педагогическое и жизненное кредо?
– Я расскажу вам мою любимую притчу, которая ответит на ваш вопрос. На дороге лежит маленькая птичка и потряхивает в воздухе тоненькими ножками. Проезжает мимо рыцарь. Останавливается и спрашивает: «Что ты лежишь на дороге и лапками машешь?» Птичка отвечает: «Разве ты не слышал: небо падает?» – «И что? Думаешь, своими лапками ты сможешь удержать небо?» На что птичка ответила: «Каждый делает что может». Вот и я, как та птичка, стараюсь делать, что могу, выполняю свою часть работы внутри команды коллег и учеников, с ними я – тоже команда.
– Вы еще и классный руководитель…
– У меня было три выпуска – разных и по силе, и по профилю. Всем им я благодарна. Первому – за науку. Училась у ребят, у родителей, ведь я тогда была совсем молодым педагогом. Во втором и третьем выпусках дети, может, и не были звездными, но очень человечными. По прошествии лет я стала понимать, что главное в человеке – личность, порядочность. Это для меня главный критерий оценки человека.
– Своей любовью к английскому кого-то заразили?
– Думаю, да. Многие мои ученики уже сами преподают язык. Некоторые стали переводчиками, многие учатся на языковых специальностях. Не без гордости хочу сказать, что не первый год наши ребята поступают в МГИМО на бюджет с приличным знанием иностранного языка: Лиля Байгужина, Павел Елисеев, Василий Шиткин.
– Как вы относитесь к тому, что иностранный язык могут сделать обязательным? Какие задачи перед собой ставите?
– Это будет самый сложный предмет, потому что при его изучении нужна языковая практика. Конечно, компьютер дал нам большой ресурс. Но ученика надо научить пользоваться этим ресурсом. Поэтому разработана общегимназическая исследовательская тема и моя личная – «Тьюторское сопровождение учащихся средствами рабочего персонального сайта учителя». На учительском сайте выкладываются задания для мотивированных учащихся, олимпиадников, для тех, кто готовится к ЕГЭ. О планах… Их громадье, и определенным стимулом здесь стала победа в международном конкурсе и стажировка в Америке в прошлом году, куда я попала по программе повышения квалификации.
– На ваш взгляд, американская система образования сильно отличается от нашей?
– Сильно. Самое главное отличие в том, что у нас она очень централизованная, там – децентрализованная. Каждая американская школа, каждый учитель создают свою программу и преподают так, как считают нужным. Но наша школа понятнее и правильнее.
– Что бы вы пожелали себе в День учителя?
– В первую очередь здоровья. Если оно будет, придет и азарт, необходимый в работе. Хотелось бы, чтобы он не иссякал.
Можно много говорить о предназначении педагога. Но главное, наверное, в том, что он движет мир через своих учеников, которые уходят в разные отрасли науки, техники, хозяйства. Педагог – начало всех начал и ключевая фигура в обществе. Я так считаю.
Антонина ОВСЯННИКОВА.
Фото Вадима МЯКШИНА.