C 1 января 2015 года в России вступает в силу новый закон об основах социального обслуживания населения (Федеральный закон от 28 декабря 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»). Работа над законом проводилась в течение двух лет, что свидетельствует о его важности, так как социальным обслуживанием в России ежегодно охватывается более 34 млн. человек.
Новый закон придет на смену двум действующим в настоящее время федеральным законам, принятым еще в 1995 году: «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
Цель нового закона
Основная задача нового закона – развитие системы социального обслуживания граждан, повышение качества и эффективности предоставляемых услуг. Он определяет правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания, полномочия органов власти, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг. Стоит отметить, что закон содержит общие положения – правила, по которым будет проводиться работа в сфере социального обслуживания.
Закон конкретизирует содержание ряда основных понятий, применяемых в действующих законах, таких как «социальное обслуживание», «социальная услуга», с целью их единообразного толкования и практического использования, а также предусматривает введение ряда новых основных понятий, к которым относятся: «стандарт социальной услуги», «поставщик социальной услуги», «получатель социальной услуги», «профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании».
Определены основные принципы социального обслуживания, перечень которых расширен. В него включены такие принципы, как приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг, сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде.
Кто может рассчитывать на социальную помощь от государства
В законе определены обстоятельства, при наличии которых человек признаётся нуждающимся в социальном обслуживании. В частности, помощь получат те, кто полностью или частично потерял способность к самообслуживанию из-за болезни, травмы, возраста или инвалидности; семьи с инвалидом или ребёнком-инвалидом, нуждающимся в постоянном уходе; семьи с ребёнком, испытывающим трудности в социальной адаптации; безработные. Нуждающимися в социальном обслуживании, закон признаёт и семьи, в которых возникают конфликты из-за родственников с наркотической или алкогольной зависимостью, игроманов. Насилие в семье также является основанием для оказания помощи.
Немаловажный момент: действие нового закона распространяется не только на граждан Российской Федерации, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории нашей страны.
Плата за социальные услуги
Законом определены условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе и категории граждан, для которых социальное обслуживание будет бесплатным. Это несовершеннолетние дети и люди, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций или вооружённых межнациональных конфликтов.
Важный момент: если ранее право на бесплатные социальные услуги получали граждане, имеющие денежный доход ниже прожиточного минимума, то по новому федеральному закону предусмотрено бесплатное предоставление услуг тем, у кого доход ниже 1,5 уровня прожиточного минимума, установленного в Оренбургской области. Это значительно расширит категорию граждан, которым не придётся платить за социальное обслуживание.
Что касается платных услуг, то в соответствии с новым законом субъекты федерации должны установить новые размеры платы за социальные услуги, которая не должна превышать уровень, установленный на 31 декабря 2014 года. По этим же правилам должен быть составлен перечень социальных услуг.
Какие социальные услуги будут предоставляться гражданам
– социально-бытовые – поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
– социально-медицинские – поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путём организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
– социально-психологические – оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
– социально-педагогические – профилактика отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организация их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
– социально-трудовые – оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
– социально-правовые – оказание помощи в получении юридических услуг, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
– услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
– срочные социальные услуги – обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов; обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; содействие в получении временного жилого помещения; содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг; содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей; иные услуги.
Кто будет определять виды помощи, необходимые гражданину
Специалисты организации социального обслуживания, исходя из потребности гражданина, составляют индивидуальную программу, в которой указаны форма социального обслуживания, виды, объём, периодичность, условия и сроки предоставления социальных услуг.
Кроме того, в программе определяется рекомендуемый перечень поставщиков услуг и мероприятия по социальному сопровождению.
Стоит отметить, что специалисты будут обязаны оказывать услуги, предусмотренные индивидуальной программой. А вот для человека эта программа носит рекомендательный характер. Добровольность – один из принципов социального обслуживания.
Новый закон определяет возможность предоставлять социальные услуги негосударственным организациям, получая за это компенсации понесённых расходов. Это позволит, увеличив число поставщиков социальных услуг, предоставить человеку, нуждающемуся в помощи, возможность выбора организации социального обслуживания.
В Оренбургской области накоплен серьёзный опыт предоставления социальных услуг разным категориям граждан. Сформирована и успешно функционирует сеть социальных учреждений.
Не является чем-то абсолютно новым требование закона составлять индивидуальную программу. Уже несколько лет в области проводится работа по составлению социальных паспортов семьи. Социальный работник, знакомясь с семьёй, выясняет потребность в услугах и определяет условия для проведения реабилитационных мероприятий. Учитывая этот опыт, работники учреждений социального обслуживания смогут составлять индивидуальные программы и для других клиентов учреждений.
Работа по реализации закона предстоит серьёзная. Но у социальной службы Оренбургской области есть все ресурсы для того, чтобы достичь поставленной законом цели, повысить качество и эффективность социального обслуживания.