Гвардеец труда. Новотроицк

Ради светлой памяти предков и будущего потомков

Ради светлой памяти предков и будущего потомков
«Истоки степных рыцарей. Оренбургская губерния и Губерлинские горы: документально-исторические очерки. К 440-летию Оренбургского казачьего вой- ска» – почти 300-страничная книга, отпечатанная в издательстве Оренбургского госуниверситета. Для нас она замечательна тем, что автором ее является не профессиональный литератор, наш земляк, коренной новотройчанин Юрий Александрович Антонов. «Истоки степных рыцарей» стала еще и своеобразным подарком к 270-летнему юбилею Оренбургской губернии, 80-летию Оренбургской области, 70-летию города Новотроицка. Выход в свет книги стал поводом пригласить автора в редакцию «Гвардейца труда», познакомиться с ним поближе, узнать о его увлечении историей оренбургского казачества. – Юрий Александрович, из каких вы мест, какого роду-племени? – Я по-настоящему местный, родился в поселке Аккермановка в 1945 году. Здесь прошло мое детство. Мама, бабушка и родственники – были моими главными воспитателями. Надо отдать им должное, воспитание было свободным, без комплексов и идеологий. В своих мальчишеских мечтах я летал над миром, делая новые и новые открытия. И помогали мне в этом книги, читать я любил. Наверное, именно романтика открытий позвала нас, мальчишек-восьмиклассников, в Орское профессионально- техническое училище №1 осваивать профессию монтажника. Затем начало самостоятельной работы, армейская служба в Венгрии, возвращение в Новотроицк, учеба в Алапаевском индустриальном техникуме, 35 лет отдано Аккермановскому горному управлению. Новотроицк, Оренбуржье – их скромная, порой неприметная красота таила невероятную по масштабу и глубине историю, которую я постигал постепенно и которая ненавязчиво вписывалась в мои детские и юношеские представления о героическом прошлом предков. – А как вы пришли к мысли заняться историей местного казачества? – Это произошло не сразу. Наверное, заговорила наследственность, ведь мои отец и мать, родня были казаками. Дед много рассказывал, что за народ такой – казаки – православные воины-защитники, землепашцы. Из книг, журнальных публикаций черпал знания о казачестве, собирал легенды о местных достопримечательностях – так накопился довольно большой материал. Он так и остался бы лежать в домашнем архиве, если бы не встреча с  атаманом оренбургского городского казачьего общества «Славянское» Юрием Петровичем Бельковым. Эта встреча разбудила во мне дремавшую долгие годы казачью кровь, как-то вдруг осенило: я должен сделать это ради светлой памяти своих предков, как, впрочем, и будущего своих потомков. – Что представляет собой книга? – В нее вошли архивные публикации, материалы ученых-археологов, краеведов, историков, документалистов древности. Все эти документы отражают эволюционный путь казачьего рыцарства, его роль в создании государства Российского и образовании Оренбургской губернии. Я постарался привести пофамильные списки первопоселенцев казачьих станиц, рассказы об их появлении в наших краях. Хотелось представить разные взгляды на роль и судьбу казачества в современной России. Книга богато иллюстрирована. – Но в ней есть и ваша, как говорится, проба пера… – Да, я говорил, что собирал легенды и рассказал их на страницах «Истоков». Может быть, люди другими глазами посмотрят на привычные поля и горы, реки и перелески, проникнутся гордостью за свою родину… Несколько таких легенд мы предлагаем вниманию наших читателей. Микишкина гора Эту старинную легенду-быль о юном казаке Микишке из Губерлинской крепости я услышал от мамы. В далекие времена кочевые киргизы совершали из-за Урала набеги на казачьи поселения, угоняли скот,  людей брали в плен. И вот как-то раз казаки находились в боевом походе, а в станице оставались старики, женщины и молодежь. Было у станичников общее поле в прибрежной полосе Урала. В один из летних знойных дней работали на нем женщины, девушки и юноши. Как вдруг увидели они сигнал вестового об опасности. Через Урал на лошадях вплавь переправлялись кочевые киргизы. Оседлав коней и погрузившись в повозки, люди поспешили в станицу. А молодой казак Микишка оказался далеко в сторо­не и не смог вовремя присоединиться к станичникам. Его заметили вер­ховые киргизы и погнались за ним, чтобы пленить. Но Микишка, завидев опасность, вмиг сориентировался и избрал путь отступления по непролазным кустам, вдоль лощины, в сторону очень крутой горы, недоступной всадникам. Когда же они хотели приблизиться к юноше, он стал отбиваться от них камнями. Отбивался до самой темноты. А потом ловко, незаметно, по кустам и ложбинам ушел от врагов и вернулся в станицу. Вот так Микишка проявил смекалку и характер казака. Весть об этом случае разнеслась по всей округе и дальше. А смышленых казачат в честь Микишки стали хвалить: «Молодец, смикитил!». С тех пор в Казачьей Губерле эту гору называют Микишкиной. Синий камень Легенда про Синий камень – о любви, очень красивая и трагичная. Это место находится недалеко от Казачьей Губерли. В далекие времена по традиции молодежь беспрекословно подчинялась старшим. Родители решали, кому быть в женихах-невестах. Но любовь не всегда вписывалась в правила. Сердцу ведь не прикажешь. Полюбили друг друга молодая девушка и паренек. Украдкой встречались они за деревней у Синего камня. Хороша собой была девушка. Душа юноши растворялась в этой красоте, летела, не чувствуя преград и времени. Идя на свидание к любимой, он издали любовался своей возлюбленной. Они взрослели, и их любовь пылала еще ярче. Пришло время юному казаку воинскую службу нести. А родители не давали согласия на брак. Тогда молодые решили вопреки воле старших соединить свои судьбы. Когда узнали, что девушка ждет ребенка, по станице пошла молва: совершили большой грех, нарушили вековые устои. Молодые решают оставить станицу и уйти жить далеко за Синий камень. Но парня забирают на фронт, и девушка решает покинуть отчий дом одна. Прощаясь с возлюбленным, она сказала, что, вернувшись с войны, он найдет ее за Синим камнем. Молодой казак отвоевал и вернулся в родную станицу, тут же отправился к Синему камню искать возлюбленную. Ещё издали он увидел, что любимая, как раньше, стоит в синеве и ждет его. Он бросился к камню, а тот вдруг потемнел, стал обыкновенным, девушка бесследно исчезла. Его горю не было границ. Юноша вновь и вновь отправлялся к Синему камню, и каждый раз все повторялось. Он кричал и искал ее по всей округе, но так и не смог найти. Не помог и камень, оберегавший их любовь. Он стал символом далекой, несбыточной мечты. За излучение синевы, видной издалека в любую погоду, камень этот называют Синим.