Петр Наумович Губин – один из тех, кто в годы Великой Отечественной войны начинал обживать новотроицкую площадку в ковыльной степи на правом берегу Урала, кто закладывал первые фундаменты металлургического комбината. Его судьба неразрывно связана с историей нашего города. В Новотроицк он приехал из Сибири в январе 1942 года со строительным батальоном.
В первую зиму жили по-походному – в палатках рядом со стройкой. А работали по двенадцать часов. Уставали, потому что все приходилось делать вручную. А строили в то время на комбинате огне-
упорный цех или, как называли его тогда, шамотный завод.
– Мы и жилье сами строили себе, – вспоминал Петр Наумович. – С приходом лета стали рыть землянки на Максае, обустраивать их, готовить к зиме. Причем всю эту работу делали после смены. И задолго до осенних холодов перебрались в эти землянки.
Весной сорок пятого года Новотроицк стал городом. Хотелось верить, что он будет расти, раздвигать свои границы. Но пока он не был похож на город. Даже невозможно было представить, каким он будет в дальнейшем. Рядом с промышленной площадкой были три поселка – Максай, Юрга и Стройгородок с бараками и саманными домами-времянками.
Если еще не так давно на стройке действовала жесткая военная дисциплина, то теперь начиналась жизнь по законам мирного времени. Стройбатовцы, которые были мобилизованы в годы войны и проработали в Новотроицке несколько лет, могли теперь вернуться домой, в родные края.
Не один год работал на стройке рядом с Петром Губиным его товарищ Михаил Афанасьев, сибиряк.
– На родину тянет, – будто оправдываясь, сказал он Петру Губину. – Вот и Даша моя ни в какую не привыкнет к этим степям. Домой, в Сибирь, просится. Послушай, Петр, может, вместе уедем?
– Нет, Михаил. Уезжай без меня. А я останусь.
– Скажи, Петр, что тебя здесь удерживает? Это пока не город, а одно название. Куда ни глянешь – котлованы, фундаменты, бараки.
– Тут предстоит большая работа. Поэтому уехать не могу. Совесть не позволяет. Но я тебя не осуждаю. Если тянет в родные края – это святое чувство. Возвращайся.
Так разошлись их пути-дороги.
Уехало немало строителей. Но большинство даже не думали покидать Новотроицк. Остались на стройке Александр Трунченко, Семен Хворостьянов, Александр Кривошеев и многие другие.
Время шло. Бригада Петра Губина работала на промышленных объектах, возводила в котлованах опалубки самых разных конфигураций – цилиндрические, треугольные, ребристые, фигурные. Надежно крепили их, обшивали досками. А затем вставали здесь бетонные фундаменты. Петр Губин принимал участие в строительстве четырех коксовых батарей, ТЭЦ, домен, мартенов, аглофабрики, стана «2800», шлакоперерабатывающей установки.
Выезжал он на целинные земли, в Адамовский район, где его бригада строила мастерские, дома для совхозных рабочих, зерносклады, гаражи, бани.
О нем рассказывали газеты. Так, он стал героем репортажей, когда строилась насосная на реке Урал для первой домны ОХМК. На этом объекте предстояло выполнить работу, которую в тресте «Новотроицкметаллургстрой» делать не приходилось. Тут и подводное бетонирование, и применение опалубки без дна и нижних бортовых досок. А время поджимало. Дело было ранней весной, надо было сдать работу до паводка. Как-то приехал на площадку насосной управляющий трестом Александр Николаевич Свистунов, посмотрел, как работает Петр Наумович со своей бригадой. Управляющий как строитель немало повидал на своем веку, но с таким бетонированием пока еще не сталкивался ни разу.
– Как дела, Петр Наумович? – спросил управляющий трестом. – Приходилось строить такое?
– Не приходилось, Александр Николаевич. И не слыхал о таком никогда.
Управляющий хорошо знал: у бригадира неспокойно на душе. Но обстановка на площадке была такая, как будто все были уверены в том, что работа будет выполнена так, как надо.
– Получится? – спросил управляющий.
– Думаю, что получится, – сказал бригадир.
Бетонирование под водой было проведено с высоким качеством. Работа была завершена на две недели раньше установленного срока.
* * *
Проходили годы. Однажды на перрон новотроицкого вокзала вышел из поезда какой-то железнодорожник, удивленно осмотрелся по сторонам, спросил у прохожих:
– Давно вокзал построили?
– Давно. Лет пять тому назад, а то и больше.
Он постоял на привокзальной площади и не поверил своим глазам. По улице Советской, застроенной многоэтажными домами, ходили трамваи.
В ближайшем дворе он спросил у мальчишек:
– Не знаете, где живут Губины?
– Вон в том подъезде. Второй этаж.
И вот – встреча.
– Миша?! – обрадовался Губин. – Какими судьбами?
– У меня отпуск. Вот я и приехал на день-другой, чтобы посмотреть, какой он теперь, наш город. О нем в газетах пишут. По радио говорят.
Утром они вышли на улицу Советскую. Михаил Афанасьев осматривал город и не узнавал его. Он вспоминал, как работали они в годы войны, строили шамотный завод, как жили на Максае.
Петр Губин проводил гостя до Западного городка, где строились новые дома.
– Вон за той крышей, где установлен башенный кран, работает моя бригада.
– Давно жилье строишь?
– Нет, недавно. Квартир в городе не хватает, вот и бросили нас на жилье.
Вспоминая послевоенное время, Михаил спросил:
– Вернулся кто-нибудь из наших?
– Многие. Но большинство никуда и не уезжали.
Губин, помолчав, добавил:
– Помнишь, ты говорил о родине. Меня тоже тянуло домой. Но чем больше строили, тем ближе становился мне Новотроицк.
Бригада Петра Наумовича Губина всегда была школой профессионального мастерства для новичков. Уходили на заслуженный отдых ветераны, и бригадир принимал молодое пополнение. Иные топор толком держать не умели, неуверенно работали с ножовкой и молотком. Их надо было учить. Но будущего мастера бригадир угадывал в пареньках сразу. Своей сноровкой, смекалкой в работе выделялись Алексей Плеханов и Иван Юняев. К делу они относились серьезно, и какое бы трудное задание им ни давали, они старались выполнить его в срок. В дальнейшем Алексей Плеханов стал знатным бригадиром, заслуженным строителем Российской Федерации. В шестидесятые годы имя его было хорошо известно в нашем городе. Радовался Петр Наумович, когда назначили бригадиром Ивана Юняева. Он не только был организатор толковый, но и к людям относился с душой.
У Петра Наумовича было немало учеников. Работали, взрослели. Одни оставались в его бригаде, другие уходили, и он гордился, если о его бывших учениках хорошо отзывались на стройке. В его бригаде тон задавали плотники Виктор Антонов, Илья Родионов, Дмитрий Новиков… Свои производственные задания как на промышленных объектах, так и на строительстве жилья бригада выполняла успешно.
В 1966 году Указом Президиума Верховного Совета СССР бригадиру комплексной бригады треста «Новотроицкметаллургстрой» Петру Наумовичу Губину было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Однажды пригласили Петра Наумовича в школу, чтобы он поделился своими воспоминаниями. Он сказал:
– Новотроицк начинался с подвига первостроителей. Мы жили небогато, но работали помногу. И мне хотелось бы, чтобы у нашего города было большое будущее, чтобы в нем происходили хорошие перемены, чтобы он радовал нас добрыми традициями и чтобы он всегда оставался молодым.
Валентин КАРГА.