Недавний всплеск смертельных отравлений курительными смесями обошел Новотроицк стороной. Но это не значит, что наш город так уж благополучен и нет повода для беспокойства. Синтетические наркотики нового поколения, так называемые соли и спайсы, тоже нашли у нас своих потребителей. Другое дело, что выявить их теперь не так просто, а сами пристрастившиеся к зелью не спешат за помощью к врачам.
– В Новотроицке тяжелых случаев отравления спайсом за последнее время не регистрировалось, – говорит заведующий Новотроицким филиалом областного наркологического диспансера Владимир Телятников. – Вместе с тем нельзя не отметить, что эпизодически медики «Скорой» сталкиваются с острыми отравлениями неизвестными веществами. Они не тяжелые, заканчиваются улучшением состояния больного, и среди них, вполне вероятно, есть и отравления психоактивными веществами. Но поскольку диагностика сложная и дорогостоящая, на вызове сотрудники «Скорой помощи» не имеют возможности ее провести, чтобы зарегистрировать, был ли в конкретном случае именно факт употребления спайса. Другое дело, когда для проведения экспертизы сотрудники правоохранительных органов доставляют к нам граждан с подозрением на употребление наркотических веществ. Мы отправляем анализы на исследование в Оренбург, в современную лабораторию областного наркодиспансера.
Медицинская статистика не в состоянии отразить весь масштаб распространения беды. Внешне картина выглядит достаточно спокойно – нет прежнего количества передозировок, как например, во времена господства героина. Употребляющие соли и курительные смеси не гниют заживо, как при дезоморфине. Но врачи сравнивают нынешнюю ситуацию с айсбергом, большая часть которого скрыта.
– Если в 2012 году в Новотроицке было зарегистрировано несколько смертей от потребления наркотиков, то за прошедший год эта цифра была равна нулю. Если мы видим, что в предыдущие 3-5 лет вызовов «скорой помощи» по поводу острых отравлений наркотическими веществами (мы ориентируемся на эти показатели) было по 130, 240 и 70 в год, то за 2013 год их практически не было, – рассказывает заведующий Новотроицким наркологическим диспансером Владимир Телятников. – Но это не значит, что больных наркоманией нет. Проявление заболевания меняет свой характер – нарушается сон, внимание, меняется поведение, но еще сохраняются определенные жизненно важные функции, у человека создается ощущение мнимого благополучия. Страдающие зависимостью не в состоянии осознать угрозы, которой они себя подвергают. Как следствие, обращаемость за медицинской помощью значительно снизилась.
Хотя на самом деле тех, кто употребляет новые синтетические наркотики, совсем немало. Широкая доступность, когда соли и курительные смеси можно было свободно купить, сделали свое дело. Вот уже несколько лет, как торговля спайсом и «солями для ванн» запрещена, но наркотики легко выписать по почте и через Интернет. Такой способ распространения отследить и пресечь крайне сложно.
– Спайс в переводе с английского – приправа, – продолжает Владимир Николаевич. – Внешне он действительно похож на травяную основу любой приправы. И названия его разновидностей соответствующие – «голубой лотос», «папоротник предсказателя», как бы подчеркивающие растительное происхождение. Дурманящий эффект приписывается всевозможным травам, якобы безобидным, которые произрастают в Азии, Южной и Северной Америке, где употребляются местным населением для ритуальных обрядов. Однако на самом деле эти самые травки пропитаны синтетическим наркотиком, который оказывает мощнейшее действие на центральную нервную систему. Люди очень быстро попадают в психическую зависимость. Их поведение под воздействием наркотика абсолютно неадекватное – это острое состояние психоза.
Известные вещества, которые используются в спайсе, теперь под запретом, но состав «приправы» легко меняется, и получается новая смесь, которая не входит в список запрещенных. В этом самая большая проблема борьбы с курительными смесями.
– Новая волна обеспокоенности по поводу спайса не должна просто сойти на нет только потому, что у нас вроде бы все спокойно и нет тяжелых случаев отравления, – считает В.Телятников. – Обострение этой темы подвигло многих родителей внимательнее отнестись к тому, что из-за доступности синтетических наркотиков дети не защищены от случайной первой пробы, которая вполне может привести к последующим, а затем и к зависимости, развивающейся очень быстро. Привлечение всеобщего внимания к этой проблеме – начало ее решения.
Борьба с распространением наркотиков и предотвращение роста наркомании – это постоянная и очень тяжелая работа, которая должна учитывать появление новых психоактивных веществ и способов их распространения. Она должна объединять всех: правоохранительные органы, здравоохранение, широкую общественность.
Жизнь уже неоднократно доказывала, что только общие усилия способны привести к ожидаемым результатам.
Анна СИМОНОВА.