Четверо любителей военно-моторного спорта отправились в экспедицию по реке Урал, Каспию и Волге на катере, который они построили сами. Все члены экипажа – из города Новотроицка. Александр Серов – машинист тепловоза, Анатолий Марченко – мастер производственного обучения, Валерий Лошманов – художник, Олег Асеев – учитель труда средней школы. Эту экспедицию они совершили в 1972 году – в дни своего летнего отпуска.
Катер был оснащен двумя моторами системы «Нептун-23». Стартовав близ города Новотроицка, экипаж километр за километром шел по реке Урал к намеченной цели. Вот уже далеко позади остались Оренбург, Уральск, город Чапаев. Чем ближе к Гурьеву, тем река становилась полноводнее и шире. И вот катер на высокой скорости устремился по каналу к неоглядным просторам Каспийского моря.
От устья реки Урал до Волги – 300 километров. Участники экспедиции предполагали пройти это расстояние за двое суток. Но как только они вышли в море, погода испортилась. Волны хлестали по катеру, ветер не затихал. Участники экспедиции попали в сильный шторм. Десять суток шел катер по Каспию к Волге. Экипаж не спасовал перед трудностями, проявил мужество и самообладание. Именно здесь, в море, узнали они подлинную цену глотку пресной воды, ломтю пшеничного хлеба. Ведь в Гурьеве они взяли с собой запасов пресной воды и продуктов не на десять дней, а лишь на двое суток.
В районе дельты Волги участники экспедиции встретили гидростроителей, которые выручили путешественников. Поделились продуктами, дали горючее для катера. Теперь, после короткого отдыха, можно было начинать новый переход до Астрахани. В этом старинном городе, богатом историческими памятниками, они познакомились с его достопримечательностями, сделали очередную запись в своем путевом журнале.
И снова – ширь Волги, рокот моторов, крики чаек, зеленая бесконечность проплывающих берегов. Участники экспедиции прибыли в город-герой Волгоград. Здесь они встретились с работниками обкома комсомола, с представителями центрального совета ОСВОДа.
Свое путешествие по Волге новотроицкий экипаж завершил в Саратове.
– Водный пробег показал, что можно было бы усовершенствовать конструкцию катера, сделать его более мореходным, – сказал член экипажа Олег Асеев. – При строительстве нового катера можно было бы установить моторы иной системы, которые бы работали на дизельном топливе. Тогда бы можно было выбирать для путешествий более сложные маршруты на больших реках.
Валентин КАРГА.