Модернизация российского образования, направленная на обновление содержания и повышение качества образования, больший учет запросов общества и экономики, ориентированной на инновационное развитие, предъявляют все более высокие требования к результатам труда работников образования, уровню их подготовки и квалификации. Эти вопросы остро ставились на VI cъезде Общероссийского профсоюза образования, на котором присутствовали министр образования и науки А.Фурсенко, председатель комитета Государственной Думы по образованию Г.Балыхин, представители партии «Единая Россия».
На протяжении последних двух десятков лет уровень оплаты труда педагогических и других работников образования остается несоизмеримо низким по сравнению с социальной значимостью, сложностью и ответственностью их труда. Правительством предпринимались попытки как-то упорядочить эту ситуацию: в свое время отказались от единой тарифной сетки и перешли на отраслевую систему оплаты труда. Предполагалось, что с переходом на нее заработная плата у учителей вырастет на 30 процентов.
Но реформа пришлась на период кризиса и желаемых результатов не дала. Проводимые в стране индексации заработной платы бюджетников «съедались» растущими тарифами и ценами. Причем последний раз зарплаты индексировались в 2008 году, а на носу уже 2011-й. Именно из-за резкого сокращения доходной части региональных и муниципальных бюджетов в 65 процентах регионов заработная плата работников образования упала.
Теперь вводится отраслевая система оплаты труда, которая по своей идеологии повторяет прежнюю. Об индексации и повышении фонда оплаты труда – ни слова. Поэтому на съезде вполне логично делегаты задавали вопрос: как же быть с реальным увеличением заработной платы или опять рассчитывать на свои внутренние резервы, как нам рекомендовали? А где их взять? Мы и так оптимизировали все, что можно. Лишних людей не осталось.
Так совпало, что с переходом на новую систему оплаты труда одновременно Правительство сделало очень важный шаг – увеличило зарплату самой малообеспеченной части населения почти в 2,5 раза и приблизило ее к прожиточному минимуму -- 4 330 рублям. Но деньги-то на это в регионы не выделили. Сказали: исходите из внутренних резервов. Получилось, что 60 процентов малооплачиваемых работников (уборщицы, секретари, сторожа, няни в детских садах и т.д.) оттянули на себя деньги фонда оплаты труда. И зарплата учителя, воспитателя, профессорско-преподавательского состава вузов стала мало чем отличаться от зарплаты технического работника. Скажите, какой смысл, например, воспитателю получать высшее образование, категорию, отвечать за жизнь и здоровье детей, если он будет получать на несколько сотен больше няни?
4 500 рублей – вот на такую зарплату может рассчитывать молодой специалист - учитель, воспитатель - после окончания педагогического института в первый год за норму часов.
В школах новая система оплаты труда также особого оптимизма не вызывает. Все дело в том, что она у нас привязана к количеству учащихся – так называемое подушевое финансирование. Ученик условно стоит 16 тысяч рублей в год. Но непонятно, по какой методике просчитано, что именно столько, а не больше и не меньше. Входят ли сюда затраты на аттестацию рабочих мест, выполнение требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической службы? Или все это перекладывается на местную власть? Муниципалитеты просто не потянут такой груз -- это степень ответственности и федерального центра тоже.
Несовершенство применяемых методик привело к уменьшению заработной платы части работников образовательных учреждений. Один учитель как-то признался, что в этом году стал получать на 800 рублей меньше, хотя показатели качества работы у него высокие: в городских и областных олимпиадах выходил победителем, во всех конкурсах участвует – то есть багаж успешности растет, а зарплата падает. Дискредитируется главная идея новой системы оплаты труда – побуждать людей к качественной работе, стимулировать их для этого. Объясняется все просто: если в школе меньше учащихся -- и фонд оплаты труда меньше, сокращается и стимулирующая часть. В классе учеников меньше – у учителя коэффициент пониженный. Директор за высокие показатели вроде бы должен добавить, но у кого-то, значит, надо забрать. И как это объяснить другим? Все это примеры непроработанности предлагаемых мер. Но с 1 декабря 2010 года заработная плата учителя не будет зависеть от количества учащихся в классе.
Мы говорим, что в образовании есть стандарт – то есть то, чему учитель должен научить. А вот государственного стандарта, ниже какой суммы российский учитель не должен получать, к сожалению, нет. Уже сейчас мы теряем десятки, сотни молодых, талантливых специалистов. Отработав 2-3 года, они уходят на другие производства или в бизнес-структуры. Педагогический состав стареет. За примером далеко ходить не нужно. У нас в Новотроицке 14 процентов учителей пенсионного возраста, а среди руководителей – 19,2 процента. Причина лежит на поверхности: несоответствие заработной платы учителя его физическим, психическим, физическим, интеллектуальным затратам.
Профсоюз давно предлагает сделать педагогические кадры отдельной правительственной программой. Сейчас говорят о том, что пенсионерам надо дать дорогу молодым. Но старики остаются только потому, что молодежь не идет. В национальной инициативе «Наша новая школа» Президент открыто говорит: в школу должны прийти специалисты, пусть не с педагогическим образованием, но мастера своего дела – биологи, математики, физики, с современным мышлением.
С этим можно поспорить, что и делает лидер Общероссийского профсоюза работников образования Галина Меркулова: нельзя нивелировать педагогику, отрицать знания, необходимые именно учителю. Ведь он должен уметь не только лекцию прочитать -- он еще и творец детских душ. Педагогические подходы никто не отменял, и воспитание сегодня все больше ложится на школу. Да и какой высококвалифицированный специалист пойдет на такую зарплату? Кстати, зависимость заработной платы учителя от количества учеников – самое слабое место в новой системе оплаты труда.
С 2007 года началось резкое повышение минимального размера оплаты труда при одновременном изменении в законодательном порядке его состава, что приравняло МРОТ к понятию «минимальная заработная плата». В нее сейчас включаются все компенсационные и стимулирующие выплаты. Давайте разберем конкретную ситуацию. К примеру, человек работает на ставку и подрабатывает, работает с хлоркой, в ночные смены – все это поглощают пресловутые 4 330. Так, базовая оплата сторожа 1900 рублей, к ней добавят 15 процентов уральских, 20 процентов ночных – получится 2 700. И недостающие 1630 ему прибавят.
Другой сидит на вахте. Базовая ставка та же -- 1 900 рублей. Ему накрутят 15 процентов уральских. Но вредных условий труда нет, ночных нет – а получат они одинаково, значит, у второго доплата будет больше. И в итоге – тоже 4330. Люди начали возмущаться. Пошли обращения в суды. В одном из определений Конституционный суд разъяснил: «Работники одной профессии с равным количеством часов, но работающие в разных условиях, должны получать по-разному». Но это ложится на плечи руководителя. А откуда ему взять деньги?
Еще один вопрос, который волнует всех: включается ли в величину минимального размера оплаты труда при установлении месячной заработной платы работника компенсационные и стимулирующие выплаты? Ответ дал Верховный суд РФ в марте 2010 года: размеры тарифных ставок, базовые оклады должны быть не меньше, чем минимальная заработная плата. У учителя базовая ставка 2 700 рублей. А по определению Верховного суда она должна быть 4 330, и на эту сумму должны делаться накрутки за особые условия труда. Но в июне Суд свое разъяснение отозвал. Это случилось впервые за всю историю существования и деятельности Верховного суда. Получается ситуация, напоминающая прокрустово ложе: платить мало совесть не позволяет, а на много денег нет.
Выход из ситуации видится в скорейшей индексации заработной платы педагогических работников, увеличении фонда оплаты труда, четко разработанной методике расчета «стоимости» одного ученика. Без дополнительных финансовых ресурсов введение НСОТ не даст реальной прибавки зарплаты учителю и не обеспечит качественное выполнение им своих функций.
«…замораживание роста заработной платы в объявленный в 2010 году Годом учителя может стать реальным препятствием обновления кадрового потенциала, приведет к снижению мотивации педагогов к столь необходимому постоянному повышению квалификации, качественному и эффективному труду, спровоцирует протестные действия работников образования», -- записали делегаты съезда в обращении к В.Путину. Но обращения в Правительство, Государственную Думу по поводу заработной платы бюджетных работников пока остались без ответа. Поэтому с сентября Общероссийские профсоюзы работников образования, здравоохранения, культуры проводят единые коллективные действия. Были встречи с представителями власти различных уровней, пикетирование здания Государственной Думы. Губернатор Оренбургской области объявил, что наша область с 1 января 2011 года на 6,6 процента проиндексирует фонд оплаты труда бюджетникам, то есть на полгода раньше, чем федеральный центр. Но решит ли это кардинально проблемы?
В Москве начаты переговоры между Правительством и профсоюзами. В случае отсутствия конкретных результатов, как записано в решении Ассоциации профсоюзов непроизводственной сферы, профсоюзы оставляют за собой право прибегнуть к более активным действиям в отстаивании интересов работников.
КСТАТИ
Количество педагогических работников, получающих заработную плату меньше прожиточного минимума:
учителей – 24, или 4,4%,
воспитателей – 184, или 33%.
Минимальная зарплата педагога при норме часов на 1 ставку (молодой специалист с высшим образованием, без стажа, без категории):
учителей – 4671 рубль,
воспитателей – 4 669 рублей.
Максимальная зарплата учителя со стажем, высшим образованием, высшей категорией при норме часов на 1 ставку – 8 535 рублей.
Максимальная зарплата воспитателя со стажем, высшим образованием, высшей категорией на 1 ставку – 6 670 рублей.
Надежда ГУЗИЕНКО, председатель городской организации профсоюза работников образования.