Здоровый ребенок, рожденный в запланированный срок, – радость родителям, благодарность врачам. Однако существуют сложные случаи протекания беременности, которые требуют постоянного наблюдения и коррекции состояния будущей мамы и плода. Речь идет о перинатальном центре. Мы уже писали, что в Оренбурге полным ходом идет строительство областного клинического перинатального центра, который планируется сдать в эксплуатацию в 2016 году. Наш сегодняшний разговор о ГБУЗ «Оренбургский клинический перинатальный центр», который территориально обслуживает центральную зону нашей области. На наши вопросы отвечает Галина Баталова, заместитель главного врача центра.
– Галина Владимировна, что должна знать и как себя вести будущая мать?
– В качестве рекомендаций часто можно встретить совет беременным женщинам – встать на специальный учет на 11-12 неделе беременности. Я бы перенесла срок начала заботы о будущем потомстве на самый ранний период.
Женщина и мужчина, которые решили стать родителями, без сомнения, должны вести здоровый образ жизни.
Необходимо помнить и о возрасте родителей. С его увеличением возрастает базовый риск рождения детей с генетическими отклонениями.
Очень важно учитывать наличие у женщины хронических заболеваний, которые влияют на неблагоприятные прогнозы течения беременности и рождения здорового ребенка. В первую очередь это сердечно-сосудистые, гормональные заболевания, патологии почек и зрения.
Прохождение тестов на опасные инфекции, с моей точки зрения, необходимо для обоих родителей до начала беременности.
Очень распространённой проблемой для нормального вынашивания плода является состояние шейки матки будущей мамы. Естественно, что показанное хирургическое вмешательство лучше произвести до начала беременности. В крайнем случае, в 12-16 неделю беременности. С сентября 2014 года мы единственные в Оренбургской области применяем новую щадящую методику подобной хирургической коррекции. И, конечно, женщина должна наблюдаться в женской консультации или ФАПе и неукоснительно следовать советам и рекомендациям врача или акушерки.
– Ваше медицинское учреждение относится к третьему – высшему уровню оказания необходимой помощи. Какие пациентки к вам направляются?
– В наш центр поступают женщины с целью максимально продлить до нужного времени беременность, выносить здорового ребенка и выходить его, если он родился недоношенным или с пороками. Причины, по которым к нам поступают женщины, могут быть совершенно различными – это и соматические и специфические гинекологические заболевания самих женщин и патологии развития плода.
В срок от 22 до 35 недель женщины поступают в гинекологическое отделение, свыше 35 – уже в родильный дом.
Достаточно часто в нашей практике по медицинским показаниям мы проводим кесарево сечение.
В некоторых случаях мы собираем перинатальный консилиум, по результатам которого знакомим женщин с возможными рисками для нее самой и будущего ребенка. Особо подчеркну, что решение о прерывании беременности или сохранении плода принимает сама пациентка.
– Перинатальный центр включает все полное сопровождение рожениц до выписки из лечебного учреждения. Как это происходит?
В разговор вступает еще один заместитель главного врача Наталья Ибрагимова:
– В случае успешного прохождения родов ребенок и мама пребывают вместе и, как правило, через 3-4 дня отправляются домой. В случае преждевременных родов недоношенного ребенка мы стараемся извлекать очень бережно, желательно в плодном пузыре. Им тут же начинают заниматься неонатологи. Основными пациентами неонатологов являются новорожденные младенцы с синдромом дыхательных расстройств, которые больны или требуют специального медицинского ухода из-за недоношенности, низкого веса при рождении, задержки внутриутробного развития, врожденных дефектов, сепсиса или врождённой асфиксии. В сложных случаях ребенок поступает в реанимационное отделение. При этом мы не отлучаем маму от ребенка. Она может посещать его каждые три часа в течение всего времени.
– Наталья Владимировна, с какими основными проблемами сталкиваются медики в выхаживании недоношенных детей?
– В первую очередь это малый вес. Методики его восстановления наработаны. Сейчас мы готовим к выписке маму и малышку, которая родилась у нас 22 августа весом 770 граммов. Она уже набрала 3 кг, и у нас нет причин оставлять ее в центре. Хотя сам процесс выхаживания ребенка занял три месяца.
Недостаточный вес практически всегда связан с проблемами теплообмена младенцев. Они должны постоянно получать тепловую энергию извне. Необходимая аппаратура у нас для этого есть. Это не только кювезы для новорожденных, но и специальные гнезда, теплые места. Гораздо сложнее, когда у ребенка проблемы с дыханием. Мы переводим ребенка на искусственную вентиляцию лёгких (ИВЛ). При этой процедуре мы поддерживаем жизнь ребенка, но серьезно рискуем его дальнейшим здоровьем и развитием. Лекарственные препараты и особые процедуры позволяют нам предельно сократить пребывание ребенка в этом неестественном состоянии.
У недоношенных детей могут быть проблемы со зрением. При необходимости мы здесь же проводим лазерные операции на глазах.
Хирургическое вмешательство – шунтирование – мы практикуем и при гидроцефалии (водянке) головного мозга.
У недоношенных детей часто отмечают дисплазию (врожденную неполноценность суставов), нередки пороки сердца, проблемы со слуховым аппаратом. Я назвала только самые распространённые проблемы недоношенных детей.
– Бывают ли в вашей практике какие-то случаи, на которых стоит обратить особое внимание?
– Я бы выделила проблему ВИЧ и наркоманию. Удивительно, но иногда будущие родители скрывают друг от друга и врачей наличие этой инфекции. К сожалению, в одном таком случае в нашем центре зафиксирован случай врожденной ВИЧ-инфекции. При правильном поведении матери этого можно было не допустить. Для этого в центре есть все условия. Главное – бережное извлечение плода, отсутствие контакта с зараженной кровью матери и недопущение кормления ребенка грудным молоком родной матери. При этом ребенку необходима интенсивная антиретровирусная терапия. В большинстве случаев исход для родившегося ребенка – благоприятный.
Другое дело матери-наркоманки. У них риск рождения неполноценного ребенка очень велик. Множество наркотиков легко преодолевают плацентарный барьер. В результате плод получает наркотик в повышенных количествах и через пуповину, и через околоплодные воды, которые он заглатывает. Получается, что на свет рождается реальный наркоман.
Как видим из рассказа врачей, продуманная система вынашивания и выхаживания младенцев, даже при очень сложных случаях, в Оренбуржье существует. Этим дело не ограничивается. После выписки из роддома начинается патронажное сопровождение младенцев. Наша медицина не жалеет на это ни сил, ни средств.
В свое время главный педиатр областного минздрава Светлана Димова рассказывала о проблеме респираторно-синцитиальной вирусной инфекции (РСВ), которая особо опасна для недоношенных детей. В случае, когда профилактика этой инфекции у малышей жизненно необходима, в независимости от места проживания, им делается обязательная инъекция препарата синагис. Не одна, а три или даже пять в сезон. Каждый такой укол обходится областному бюджету в 30 тысяч рублей. За этот год необходимую профилактику уже прошли 50 детей.
Сергей Хомутов.