Приближается славный юбилей нашего города. В преддверии таких торжеств человека тянет к воспоминаниям. Новотроицкая автомобильная школа ДОСААФ оставила добрые зарубки в сердцах многих новотройчан. И не только у них.
Для заместителя начальника автошколы по хозчасти Нины Куксгаус автошкола как дом родной. Оказавшись здесь в молодые годы, она дала своего рода обет, что никогда с ней не расстанется. Клятве осталась верной даже тогда, когда учебное заведение начали трясти лихие времена.
– Возможно, это звучит высокопарно, но мне в самом деле нашу школу хочется назвать университетом, – говорит Нина Ивановна, – надежную путёвку в жизнь выдавала она выпускникам. Профессия шофера всегда была и остается востребованной. Получив права, молодые люди не только работали в автопредприятиях, но и призывались на службу в армию крепить оборонную мощь страны. Свыше 4000 классных специалистов подготовило учреждение для Вооруженных сил страны. Не зря же нашей автошколе в 70-годы вручили высокую правительственную награду – Красное знамя…
А потом был рассказ Нины Ивановны о пионерах прославленного заведения города, о том, как оно росло и мужало вместе с городом.
Зеленый семафор перед Новотроицкой автошколой ДОСААФ открылся в марте 1960 года. Поначалу она находилась в небольшом полуподвальном помещении. Курсанты, преподаватели сами переоборудовали его под проведение занятий. Первый руководитель – Федор Иванович Разумов. По воспоминаниям всех, кому довелось с ним работать, это был незаурядный организатор. Своим энтузиазмом, страстным желанием сделать школу образцовой Федор Иванович зажигал энергией не только трудовой коллектив, но и курсантов. Преподаватели «выкладывались» на занятиях, курсанты стремились учиться с огоньком.
Наибольшие трудности выпали на долю первых преподавателей и мастеров – А. Кравчука, И. Стаценко, П. Стурова, М. Павлия, А. Терентаева, М. Итяшева, И. Тарасова.
Мастерству вождения курсантов учили на базе грузового «ЗИС-150» и легкового автомобиля «Шкода». Занятия четырех групп проходили в две смены.
В стране семимильными шагами рос автомобильный парк, от автошкол требовали готовить больше водителей. В скором времени школе выделили участок под строительство учебного корпуса. Предприятия города оказали материально-техническую помощь. И вот результат. В 1962 году коллектив справил новоселье в новом корпусе, да еще каком?! Он сразу же был признан лучшим в области.
В последующие годы строительство набирало темпы. Выросли, словно грибы после дождя, на территории учебного заведения еще один двухэтажный учебный корпус, тир для стрельбы, мотоблок для спортсменов…
На базе автошколы в городе родился клуб любителей мотоспорта «Вымпел». Набирал силу и автоспорт. Новотроицкие спортсмены успешно выступали на областных соревнованиях по стокилометровому кроссу, фигурному вождению и по бездорожью. Словом, выпускники школы шли служить Родине хорошо подготовленными во всех отношениях. За качественную подготовку специалистов автошкола неоднократно награждалась дипломами ЦК ДОСААФ.
Учебное заведение было престижным. Не случайно сюда ехали осваивать профессию водителя молодые люди из многих городов и сел восточного Оренбуржья, Челябинской области, Башкирии, Казахстана. Для приезжих курсантов пришлось построить трехэтажное общежитие.
Преуспевающее учебное заведение наверняка и дальше не снижало бы скорость в своем развитии. Непредсказуемые 90-е годы с рынком без берегов затормозили движение. В настоящее время вождению по категории «В» обучается всего лишь одна группа из 28 человек. Но говорят же – надежда умирает последней. 12 августа текущего года в нашей стране начали действовать новые правила подготовки водителей автотранспортных средств, которые должны помочь автошколам ДОСААФ открыть второе дыхание. Так считает недавно возглавивший учебное заведение Андрей Водянихин. На вопрос, что заставило правительство в законодательном порядке вводить новые правила подготовки водителей, Андрей Александрович ответил:
– Не только я, но и другие уверены в том, что новые правила приняты ввиду объективных причин. Помимо автошкол ДОСААФ в стране появилась масса частных учебных заведений, шоферских курсов. В погоне за деньгами, не станем лукавить, во многих началась гонка за курсантами. Качество обучения сместилось на второй план. Не только смешно, но и грустно сегодня видеть, как в показанных по телевидению видеороликах горе-шоферы вместо передней передачи включают заднюю. Где надо тормозить, устремляются вперед, перепутав педали. Пьяный водитель за рулем – преступник. Человек, севший за руль с купленными правами, заслуживает такой же оценки.
В новых правилах серьезным образом откорректирована программа обучения, что тоже вполне понятно. Сегодня улицы в буквальном смысле «кишат» автомобилями. Водитель обязан быть психологически подготовленным, способным молниеносно принимать правильные решения. По этой причине в программу обучения включили ещё один предмет – психологию. Будут у курсантов и уроки по оказанию медицинской помощи пострадавшим в дорожных авариях.
Новые правила продлевают курс обучения. К примеру, курсантам категории «В» на теоретическую подготовку выделялось 156 часов, по новым правилам – 190. Количество практических занятий возросло с 50 часов до 56. Для курсантов категории «С» (по ней готовятся водители для Вооруженных сил) количество занятий возросло на порядок выше. Увеличено количество часов и на вождение автомобиля.
Серьезные требования предъявляются к материальной базе. Во-первых, школы обязаны оборудовать компьютерные классы. Кстати, ДОСААФ Новотроицкой автошколе уже поставил необходимое оборудование. Предписывается иметь собственный автодром с железнодорожными переездами, светофорами. Площадь – не меньше 0,24 га. К решению этой проблемы здесь также приступили. В распоряжении учебного заведения пять легковых автомобилей и три КамАЗа, которые предоставлены Вооруженными силами страны.
Конечно же, открыть учебное заведение с серьезной материальной базой, специалистами по психологии, медицине, другим предметам не всем под силу. Обойти же сторонкой названные требования не удастся. Для получения лицензии, позволяющей вести по новым правилам обучение, Госавтоинспекция должна проинспектировать автошколу по всем параметрам.
– Наша школа пока еще не готова к обучению курсантов по новым правилам, – сказал в заключение беседы Андрей Александрович. – Но подготовительную работу мы ведем. Перед нами уже поставлена задача, какое количество водителей категорий «В», «С», «D» и «Е» мы должны подготовить.
Николай ЗЕЛЕНЮК.
Фото автора.