Гвардеец труда. Новотроицк

Территория интеграции. Она же – сердце Евразии

Территория интеграции. Она же – сердце Евразии
Два дня декабря в областном центре  под девизом «Оренбуржье – сердце Евразии»  работал IV Евразийский экономический форум. На эти дни Оренбург стал центром деловой активности Евразийского экономического союза. Сюда прибыли эксперты, ученые, предприниматели, государственные деятели, сотрудники администраций муниципалитетов России, Казахстана, Белоруссии и Таджикистана. Всего более 400 участников. С начала нового года вступает в силу договор о Евразийском экономическом союзе. Встречи на оренбургской земле предоставили возможность детально обсудить в международном экспертном, управленческом и бизнес-сообществах проблемы и перспективы межконтинентальной интеграции. На карте – дороги, по сути – направления развития Кроме уникального пограничного положения наша область стала еще и первой на территории России, по которой пройдет международная  автомобильная трасса «Западная Европа – Западный Китай», которую уже окрестили новым Шелковым путем. Этот средневековый термин означал разветвленные торговые дороги, связывающие европейцев с китайцами. Одна из них захватывала территорию, на которой в современности расположилась и  наша область. Да что там средневековье… Великая Степная дорога, о которой писал Геродот в своей «Истории» тоже, по-видимому, проходила по южным районам нынешнего Оренбуржья. В XIX веке именно от нас искали пути в Индию. Караваны, идущие из Ташкента в Оренбург, находились в пути минимум три месяца, а для доставки товаров из Средней Азии в Москву надо было потратить пять-шесть месяцев. О необходимости провести в Средней Азию железную дорогу начали говорить и писать еще в 50-х годах XIX века. Со всеми своими ответвлениями Среднеазиатская дорога «Оренбург – Ташкент» была доведена до конечной точки к началу 1899 года. С 1900 по 1912 годы чистая прибыль  от ее работы выросла до 33,3 миллиона рублей в год.  Так на рубеже веков Оренбург стал не только караванными, но и железнодорожными «воротами в Азию». Железная дорога дала мощнейший экономический толчок  развитию всего региона. Рубеж XX и XXI веков стал временем информационных технологий. Мало разработать областное инвестиционное законодательство, пусть и одно из самых лучших в стране, надо, чтобы об этом узнало максимальное количество людей, от которых зависит принятие решений. Этой цели тоже служит наш ежегодный форум. И все-таки – сердце Сердце, в обыденном сознании большинства людей, отвечает за чувства и отношения к другому человеку и окружающему миру. Не случайно, что очередной оренбургский  форум прошел под девизом « Оренбуржье – сердце Евразии». Вот что по этому поводу в первый день  работы заявила вице-губернатор Наталья Левинсон: – Оренбуржье готово осуществлять самые амбициозные проекты, связанные с развитием логистического потенциала. Наше инвестиционное законодательство одно из лучших в стране, и есть внутренняя готовность к движению в этом направлении. Пусть даже вся остальная часть земного шара об этом не знает, Оренбуржье – однозначно сердце Евразии. И форум помогает расширять наши возможности, как экономические, так и гуманитарные. Открывая пленарное заседание «Евразийская интеграция, проблемы и перспективы», губернатор Оренбургской области Юрий Берг отметил, что, несмотря на относительно юный возраст, Оренбургский форум уже зарекомендовал себя в качестве серьезной деловой и дискуссионной площадки, где обсуждаются не только утилитарные вопросы экономики, но и глобальные интеграционные процессы. – И это здорово, потому что сегодня, как никогда, важно иметь широкий политический и экономический кругозор, не прятаться за шорами сиюминутных проблем и взаимных претензий. Надо искать и находить новые возможности роста для себя и своих надежных партнеров, – сказал Юрий Берг. Участники форума выразили мнение, что, осознав себя логистическим и культурным центром ЕАЭС и рассматривая логистический потенциал как основу проекта развития, Оренбургская область уверенно движется в этом направлении. На «круглых столах» рассматривались варианты сотрудничества в создании сети логистических центров и терминальной инфраструктуры сухого порта, обсуждались перспективы развития транспорта – аэропортов, железной дороги, автомобильных трасс, формирования аграрно-логистических центров и, конечно, строительства участка Международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай». По словам заместителя министра экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области Натальи Струнцовой, создание мультимодального транспортно-логистического центра позволит повысить конкурентоспособность транспортной системы и доходность транспортного комплекса в целом. – Наша область должна перехватить знамя Шелкового пути, – подчеркнула Наталья Струнцова. Зерновой и иные потоки Путь, связывающий Европу и Китай,  не единственное преимущество Оренбургской области. Оренбургский транспортный узел – один из значимых в нашем федеральном округе по объемам переработки грузов и количеству пассажиров. Он сложился на пересечении транспортных коридоров с юга на север, с востока на запад. Уже сейчас Оренбуржье это 13 000 км автомагистралей  с твердым покрытием, 1650 км железных дорог, 2 международных аэропорта. Вся эта существующая транспортная инфраструктура в ближайшее время тоже подвергнется значительной реконструкции. Уже начались проектные работы по превращению оренбургского аэропорта им. Ю.А. Гагарина в так называемый хаб, из которого можно будет улететь в любую точку мира (с пересадками, конечно). В планах железнодорожников – строительство вторых путей на участке Красногвардеец – Сенная протяженностью 103 км (требуется вложений на сумму примерно 24 млрд  рублей) и электрификация участка Оренбург – Сенная протяженностью 673 км (стоимость – 30,7 млрд  рублей). Реализация мероприятий позволит увеличить скорость движения поездов. Кроме того, по словам заместителя начальника по экономике ЮУЖД – филиала ОАО «РЖД» Александра Сельменских, компания перестраивает систему перевозки грузов. Использование твердой нитки графика (четкого расписания отправки и доставки грузов) создает преимущества по сравнению с автоперевозкой грузов. Значительное влияние на региональную экономику окажет реализация такого мощного проекта, как строительство участков дорог международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай». По словам руководителя государственного Управления дорожного хозяйства Оренбургской области Дмитрия Хусида, по опорным точкам маршрут в РФ уже утвержден. В Оренбургской области на сегодняшний день готов проект по двум направлениям: с использованием существующей федеральной сети дорог (на территории региона 467 км) и строительство скоростного участка, который будет платным для проезда (172 км). С развитием транспортной инфраструктуры напрямую связано передвижение грузов. Так, исполнительный директор Евразийской аграрной ассоциации Дмитрий Семин заявил на форуме: – Надеемся заключить с губернатором Оренбургской области Юрием Бергом соглашение о взаимодействии по созданию межгосударственной программы «Зерновой поток» (рабочее название). Мы считаем, что глава региона «зрит в корень». Средний возраст зерновозов превышает 25 лет при сроке эксплуатации – 30 лет. Есть «Орский вагоностроительный завод», где можно выпускать новые зерновозы в соответствии с транспортной стратегией. Готовы лоббировать интересы аграриев и оказывать содействие. Отвечать интересам аграриев должен и аграрный логистический центр (приоритетный инвестпроект), о котором говорил председатель совета директоров ЗАО «Базис Агро Логика» Владимир Колесников. Такой центр будет заниматься сортировкой, упаковкой и перевозкой плодоовощной продукции: картофеля, лука, моркови, яблок. Такой подход, как стандартизация и сертификация продукции, даже на уровне проекта вызывает интерес крупнейших торговых сетей страны. – Аграрно-логистический центр – это серьезный фактор  для развития пищевой промышленности в регионе. Думаю, проект заинтересует предпринимателей, и они его поддержат, – сказал Колесников. Инвестиции в районы и города Самое важное, чтобы усилия федеральных структур и областного правительства были подхвачены муниципалитетами, которые тоже смогли бы реализовать свой потенциал в рамках общей стратегии развития Оренбуржья. Призыв губернатора к их руководителям по этому поводу был услышан. Города и районы в рамках форума организовали свои выставки, главным содержанием которых стали инвестиционные предложения. Практически каждый сельский район, а тем более город предлагал свой инвестиционный паспорт, куда входили отдельные площадки. Чаще всего они были аграрными, но кроме них вниманию потенциальных инвесторов предлагались и добыча полезных ископаемых, производство строительных материалов и само строительство, развитие промышленных предприятий, туризм. Поверьте, выбор действительно большой и работа проделана немалая. Поэтому, как думается не случайно, председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев поздравил оренбуржцев с юбилеем области такими словами:  «Важно, что сегодня здесь эффективно решаются новые, современные задачи: ведется большая работа по привлечению инвестиций в экономику, обеспечению благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, укрепления внешнеэкономических связей с соседями». Сергей ХОМУТОВ.