Более 50 детей-инвалидов ежегодно проходят реабилитацию в центре социальной помощи семье и детям. Здесь работают две группы дневного пребывания, каждая из которых рассчитана на 10 ребят с ограниченными возможностями.
С восьми утра до семи часов вечера с ними неустанно занимаются воспитатели. Для детей предусмотрено пятиразовое питание, ЛФК, массаж, сухой бассейн, посещение сенсорной комнаты. Они с удовольствием, насколько могут, участвуют в развлекательных мероприятиях, в представлениях студии кукольного театра. Возраст разный, диагнозы тоже, но к каждому ребенку надо найти подход, пробудить в нем интерес, чему-то научить – в этом и состоит задача воспитателей, музыкального руководителя, специалистов центра.
-- Дети находятся у нас от месяца и более, если в этом есть необходимость. Затем одних ребят сменяют другие, -- рассказывает заведующая отделением реабилитации несовершеннолетних Фания Гилемханова. – Многие приходят к нам из года в год. Но некоторые родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, даже не подозревают о существовании нашего учреждения. Мы сами находим их, приглашаем. Порой даже уговариваем. И мамы приходят, но очень часто – с потухшими глазами. Их можно понять, они зачастую один на один со своей проблемой. Поэтому тем более хочу призвать родителей детей-инвалидов не опускать руки, не забывать, что в городе есть такой центр, и главное – приходить сюда.
В итоге без преувеличения можно сказать: те, кто переступает порог центра, открывает для себя новый мир. А дети, прежде не имевшие возможности общения с кем-то, кроме самых близких, обретают друзей.
-- Обществу, к сожалению, свойственно снисходительное, если не сказать пренебрежительное отношение к инвалидам, -- продолжает Фания Расиковна. -- А ведь они такие же люди, а порой еще лучше, чище. На примере детишек, которые приходят к нам в центр, я убеждаюсь в этом. Они собираются на прогулку, и один уже сам берет за руку другого, того, кому трудно ходить, – проявляет заботу!
О каждом воспитаннике здесь скажут доброе слово и обязательно заметят, каких успехов он добился. И хотя сюда в основном приводят детей, которых уже нигде не берут – ни в специализированном детском саду, ни в школе, тут с ними работают без всяких скидок на бесперспективность. В Интернете находят интересные методики, чтобы применить их, но обязательно -- ориентируясь на диагнозы, с которыми приходят к ним детки. И ведь не напрасно! К примеру, Вову признали необучаемым, но именно в центре он научился читать. У Ульяны здесь получилась первая аппликация, Даниил выполнил работу по тестопластике. Пять ребят, прежде не умевших ходить, после массажа у Валентины Немовой и Алтын Сагынбаевой и лечебной физкультуры с инструктором Марией Рахматуллиной сделали в центре свои первые шаги!
Для поддержки родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, специалисты отделения реабилитации разработали памятки. В них простые, но такие нужные советы: преодолеть страх и отчаяние, не считать своего ребенка безнадежным, любить его и принять таким, каков он есть. И уж тем более не воспринимать появление в семье малыша-инвалида как наказание. Надо уметь оставаться жизнерадостными, жить полной жизнью. Ребенок это почувствует, и это тоже на нем отразится. В школе родителей мамам и бабушкам (папы здесь появляются редко) рассказывают о трех этапах реабилитации, которые им придется пройти: осознать сам факт имеющейся проблемы развития у ребенка, реорганизовать свою жизнь и понять, что можно быть счастливым и с такими детьми.
-- У нас много примеров, когда наши дети-инвалиды достигали немалых успехов, -- говорит Фания Гилемханова. – Но некоторые родители стесняются, что их ребенок с так называемыми ограниченными возможностями. И это тоже следствие отношения к инвалидам со стороны общества. Очень жаль. Многими детьми можно гордиться. К нам приходит Настя, у нее ДЦП, она не слышит и не говорит. Ее не приняли в обычную школу, но она очень любит рисовать и живет в своем, я бы сказала, очень богатом духовном мире, изображает все, что видит вокруг.
Конечно, достижения детей – это прежде всего успех тех, кто с ними работает. Например, воспитателей Ирины Марковской, Марины Коцкой, Ирины Каргаполовой. Самоотдача, терпение, творческое отношение к делу возвращается к ним сторицей привязанностью детей, признательностью родителей и уважением коллег. Много лет трудится в центре и музыкальный руководитель Татьяна Зуева. Она ведет студию кукольного театра, готовит для ребят с ограниченными возможностями развлекательные программы. И все здесь точно знают: их общие усилия не проходят бесследно. Потому что видят: у детей меняется взгляд. Каждое утро эти мальчишки и девчонки спешат в центр и радуются встрече. А это – уже результат.