Гвардеец труда. Новотроицк

Преподавание словесности не терпит схоластики

Преподавание словесности не терпит схоластики
Елена Валерьевна Мечник – преподаватель высшей категории русской словесности школы №22. По её словам, наступивший год, объявленный Указом Президента России Годом литературы, благословенный. К тому же после невразумительных споров «окололитературной» братии школа возвращает предмет русской литературы в число профилирующих. В конце декабря выпускники написали сочинение в рамках Единого государственного экзамена. С этого и начался диалог с учителем. – Для нас, учителей русской словесности, это тоже был своего рода экзамен, – говорит педагог. – Он помог выявить уязвимые места в методике преподавания предмета, задуматься над тем, как их устранить. Мои ученики выдержали испытание, чем меня очень обрадовали. Никому из них не придется в марте браться за перо, чтобы пересдавать экзамен. – Учащимся предложили пять тем, из которых только одна по творчеству М.Лермонтова, остальные, как говорится, по своему желанию и хотению… – Это так и не совсем так. Темы остальных сочинений также требовалось раскрыть, опираясь на литературный материал. В числе предложенных была, к примеру, тема «Произведение о войне, которое вас взволновало». Военную прозу, всем известно, уже не объять. Я сосредоточила внимание учащихся на повести Валентина Распутина «Живи и помни». Произведение сложное, в классе разгорелась дискуссия – о человеческой нравственности, мужестве, гражданском долге. Наверное, произведение глубоко затронуло чувства ребят, коли решились писать на эту тему. «Способна ли природа воспитывать человека?». В основу сочинения по этой теме учащиеся взяли произведение Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей!». То же самое можно сказать и про остальные темы. На письменном экзамене по литературе учащиеся убедились: без знания хрестоматийных творений русских мастеров слова выпускное сочинение не напишешь. –  Судя по ремарке, сказанной выше, Вы предпочитаете проводить уроки в форме дискуссий? – Очень часто преподаватели на вопрос, что заставило их поступить в пединститут, отвечают стереотипно: у нас такой прекрасный был преподаватель математики, физики, биологии… У меня учительница литературы была схожей с той, что в фильме известного режиссера Ростоцкого «Доживем до понедельника». Мне хотелось дискутировать на уроках о Печорине, о той же Катерине из «Грозы», а она строго придерживалась своей точки зрения, иного суждения на её уроках иметь не смей. Но изучать литературу как бином Ньютона нельзя. Она из области человековедения. Для меня даже сказочные герои со всеми своими думами, поступками, ошибками, сомнениями, радостями и горестями казались не вымышленными... А тут такая схоластика... При всем уважении к учительнице, скучновато проходили в нашем классе её уроки. Вот и решила поступить на филфак наперекор подобной методике преподавания... – Как могло случиться, что некогда профилирующий предмет «литература» по существу оказался на задворках школьной программы? – Помните крылатые слова Тютчева: умом не понять! Ограничив количество часов на преподавание литературы, безжалостно вычеркнув из программы многие выдающиеся произведения, к примеру «Что делать?» Чернышевского, о каком патриотическом, нравственном воспитании подрастающей смены можно говорить? Мы и в обучении пошли по известной дорожке: ломать – не строить, «до основания, а затем». А ведь наша литература, если глубоко вникнуть в суть вещей, зиждется на христианских ценностях. Слава Богу, опомнились! – Опомниться-то опомнились, но количество часов все то же – до обидного мало... – К сожалению, это так. Необходимы коррективы. Есть, на мой взгляд, в программе предметы, на которые неоправданно много отводится часов. Не в моей компетенции что-то здесь менять. Замечу лишь: если с нового года школа вводит письменный ЕГЭ по литературе, то соответственно и качество преподавания этого предмета необходимо поднимать, а этого не добиться без увеличения количества часов. – Но, наверное, какую-то ревизию и в программе по литературе следует провести. Известный современный писатель Захар Прилепин считает, что из списка школьной программы надо исключить «Архипелаг Гулаг» А.Солженицына. Этой же точки зрения придерживается писатель, редактор «Литературной газеты» Ю.Поляков. А Вы как считаете? – У Солженицына в повести «Один день Ивана Денисовича» достаточно убедительно представлена тема Гулага. Я это произведение взяла в основу при изучении творчества Александра Исаевича, а еще рассказ «Матренин двор», который потрясает своей реалистичностью. «Архипелаг Гулаг», на мой взгляд, представляет больший интерес для преподавателя истории. – Сегодня родители сетуют, что детей трудно заставить читать... – А сами родители, если вызвать на откровенность, когда в последний раз держали в руках книги с произведениями русских и зарубежных классиков? Наверняка, многие потупят взор. То-то и оно, как поется в песенке... Прочитайте в день хотя бы десять страниц. Особых усилий и терпения для этого не требуется. А вместе с тем в течение года у такого читателя на счету прочитанных будет несколько увесистых книжек. В каждой квартире должна быть небольшая домашняя библиотека. Есть поговорка: дом без книг, что тело без души. Мы же сегодня наблюдаем картину, когда на помойку несут творения Гоголя, Тургенева, Некрасова… Что сказать, печальная картина. Лучше отнесли бы в школьные библиотеки, в которых многие книги из-за изношенности давно просятся в макулатуру. – Ваши надежды, связанные с Годом литературы? – Школа уже сделала шаг в правильном направлении – ввела в обязательном порядке письменный ЕГЭ по литературе. Нашим публичным библиотекам желательно активизировать работу. Надо чаще проводить читательские конференции. В средствах массовой информации должны появляться рецензии на вышедшие в свет новинки литературы. Необходимо проводить конкурсы чтецов, другие мероприятия, приобщающие людей к словесной художественной классике. Словом, за ярким названием года должны последовать конкретные дела. Только так можно поднять в нашем обществе читательскую культуру. Поднимется и уровень родной речи, которая в настоящее время крайне засорена сленгом, словами-чужестранцами. – На Ваш взгляд, кто из великих наиболее ярко выразился о пользе чтения? – Наше всё в отечественной литературе – Александр Сергеевич Пушкин. «Чтение – вот лучшее учение, – сказал он. – Следовать за мыслями великого человека – есть наука самая занимательная». Мудрость, поэтическое дыхание великого поэта, согласитесь, слышится и здесь в каждом слове! Николай Зеленюк. Фото автора.