В 2014 году все дошкольные образовательные учреждения перешли на государственный стандарт. Процесс шел очень сложно и неоднозначно. Начался год 2015-й, а протестные настроения не утихают до сих пор. Чтобы поставить все точки над «i», была создана рабочая группа, в которую вошли заместитель главы города по социальным вопросам Д.Буфетов, начальник управления образования О.Недорезова, специалисты УО, председатель городского комитета профсоюза работников образования Н.Гузиенко. Группа побывала во всех без исключения садах, проверила наполняемость каждой группы за каждый календарный день, встретилась с заведующими, воспитателями, родителями, профактивом и сделала вывод: да, проблемы есть, но незнание, непонимание многих вопросов тоже существует. Однако все по порядку.
80 процентов – это много или мало?
Работники детских садов задают вопрос: исходя из каких критериев установлено муниципальное задание посещаемости детей в 80 процентов?
Поскольку дошкольные учреждения оказывают образовательные услуги, то они должны содержать показатели, характеризующие качество и объем этих услуг, а также порядок контроля исполнения государственного муниципального задания, что соответствует п.1 ст. 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
80 процентов посещаемости – много или мало? Нормативными документами это нигде не определено. К примеру, по регионам России диапазон посещаемости колеблется от 70 до 90 процентов. А в Новотроицке средний показатель за 11 месяцев 2014 года таков: из 5 415 воспитанников детские сады посещали только 3 622 ребенка, что составляет 67,6 процента. Хотя в детском саду № 9 – он на уровне 89 процентов, № 24 – 82 процента, №37 – 79 процентов. А самый низкий – 64 процента – в детских садах № 10, 16, 18. Не может не беспокоить, что только две трети детей регулярно посещают детские сады. Необходимо стремиться к 100-процентной посещаемости. Зачем это нужно?
Ответ заложен в новом законе об образовании, определившем, что отныне детских садов как самостоятельной структуры не будет – они становятся первой ступенью системы общего образования, и ребенок должен в полном объеме освоить образовательную программу дошкольного учреждения, овладеть необходимыми навыками и умениями, которые помогут ему быстрее адаптироваться к условиям школьной жизни. К сожалению, некоторые родители нерегулярно водят ребенка в детский сад, потому что «мама на выходном – пусть дитя побудет дома». Но ведь к школьнику они так не относятся, потому что знают: придет время, и ребенок должен будет пройти аттестацию, подтвердить свои знания. Если школьник не посещает уроки, его вместе с родителями вызывают на педсовет, заседание комиссий. К воспитаннику детского сада требования пока не такие жесткие. Но похоже по всему, дело идет к тому. Вот почему надо стремиться к 100-процентной посещаемости.
Больше детей – большее финансирование
Какой должна быть наполняемость групп с точки зрения обеспечения безопасных условий пребывания детей в детском саду и гигиенических требований – 20-30 человек?
На сегодняшний день норматив пребывания детей в детском саду не определен вообще.
В этой ситуации надо исходить из того, что при списочной наполняемости группы более 25 детей финансирование будет достаточным для содержания данного образовательного учреждения (сегодня оно в детских садах, как и в школах, подушевое). При меньшей наполняемости средств не хватает. Из этого следует вывод: чем больше наполняемость, тем больше денег сад получит по государственному стандарту.
Начиная с 1 января 2014 года дошкольные учреждения финансируются из трех источников. Первый – госстандарт. Это деньги государственные, которые выделяются на заработную плату педагогам и на улучшение материально-технической базы. В 2015 году госстандарт на одного ребенка составляет 24 269 рублей. Если этот норматив умножить на количество детей, получаем сумму, в рамках которой образовательное учреждение должно жить. Заботы по обслуживанию здания, заработная плата младшего обслуживающего персонала и некоторые другие вопросы берет на себя муниципалитет – это еще 36 355 рублей, и третий источник -- родительская плата в пределах 15 000 рублей в год. Итого получается более 75 тысяч рублей. Данные цифры являются своеобразным ответом тем, кто считает, что сады живут исключительно за счет родительских денег.
Это одна сторона вопроса.
Другая связана с комплектованием кадров. Сотрудники детских садов сетуют, что одного воспитателя на группу мало, он не успевает даже одеть ребятишек на прогулку. 25 детей в группе – условный норматив, но по нему работают все города. Наши соседи из Орска, к примеру, с 2009 года. Есть постановление Министерства труда № 88 от 1993 года, в котором государство предложило воспитателям такие условия. В документе даются рекомендации, каким должен быть штат в детском саду, сколько воспитателей, нянечек и т.д. В Новотроицке начали переходить на эти нормы только год назад. Хотя многие помнят, когда на группе работали два воспитателя, заработная плата была минимальная и они шли на то, чтобы работать на две ставки целый день. И почему-то вопросов не возникало, а посещаемость была та же самая.
И коль скоро речь идет о повышении заработной платы, то совершенно очевидно, что расти она должна за счет внутренних резервов, интенсификации труда. Напомним средний показатель посещаемости – 67,7 процента. Ни в одной группе фактической перенаполняемости нет. По списку 35 иметь выгодно, потому что деньги выделяются на это количество детей. А сколько создавать групп и в каком количественном составе – забота руководителя. Единственное условие -- не выходить за рамки государственного стандарта.
Сегодня все более настойчиво ведутся разговоры в министерствах образования и финансов о том, чтобы подушевое финансирование привязать не к списочному составу, а к числу фактически посещающих детский сад детей. Что делать, если решение такое будет принято?
Хотели, как лучше...
Почему в нашем городе в отличие от других территорий так сложно прошел для детских садов переход на нормативное финансирование? Одна из главных проблем – недостаточная работа управления образования с руководителями детских садов по изучению ими нормативных документов и повышению их ответственности за комплектование учреждения как детьми, так и работниками, не все заведующие просчитали потенциальные возможности, скрытые резервы.
Трудности возникли еще в связи и с тем, что на протяжении многих лет дошкольное образование было приоритетным для главы и городского Совета. В свое время сделали доброе дело – воспитателям утвердили 30-процентную надбавку. Но тогда никто представить не мог, что будет принят новый закон об образовании, образовательные учреждения поменяют статус и станут автономными, финансирование будет подушевое. Поэтому у наших воспитателей сегодня самый высокий оклад – 6 885 рублей, в то время как в Орске он составляет чуть больше 4 тысяч. И надбавочные коэффициенты за категорию и стаж у нас на порядок выше, чем у соседей. При окладе в 6 885 рублей средняя заработная плата воспитателя составляет 20 800 рублей, у некоторых заведующих она достигает 40 тысяч. Вот почему очень трудно такую заработную плату уложить в госстандарт, чтобы хватило денег и на заработную плату и ее повышение, и на другие нужды. Для сравнения: директор общеобразовательной школы с численностью учащихся 400 и более человек получает в пределах 30 тысяч рублей, учитель начальных классов – 10-14 тысяч рублей.
Эффективный воспитатель должен получать больше
Ни для кого не секрет, что повышение средней заработной платы сегодня напрямую связано с оптимизацией работы каждой отдельной группы и каждого отдельного работника, тогда высвободившиеся финансовые средства можно направить на развитие учреждения и повышение заработной платы педагогических работников, младшего обслуживающего персонала.
«На 2015 год перед нами стоит задача – изменить положение об оплате труда, и 30 процентов, которые там заложены, вывести в отдельный фонд. Тогда у заведующих появится возможность регулировать заработную плату с помощью стимулирующих надбавок», – говорит начальник управления образования Ольга Недорезова. На деле это выглядит так. У одного воспитателя группу посещают 25 детей (следовательно, они более обучены), у коллеги рядом – 10. Налицо разная напряженность и эффективность труда. А получают они одинаково. Разве это справедливо?
– В результате планируемых мер у кого-то заработная плата повысится, у кого-то понизится, -- уверена Ольга Павловна. – Непонимание и недовольство будут обязательно. Но мы должны уйти от уравниловки – так, как это делается в некоторых регионах России, где оплата эффективного и не очень эффективного труда отличается в 2-3 раза.
В поисках выхода
Особняком стоят специализированные детские сады №11 и 36, где воспитываются дети с отклонением в здоровье, затраты на их содержание и воспитание совсем другие, чем в обычных садах. И вопрос педагогов: будет ли повышен норматив финансирования этих дошкольных учреждений – вполне закономерен. Действительно, коррекционные детские сады работают с предельным дефицитом – почти 50 процентов на 2015 год.
В городе есть 6 маленьких детских садов, которым также не хватает средств государственного стандарта. Надо искать выход из этой непростой ситуации, и он просматривается.
Вариантов здесь несколько. Первый. Руководство города и управления образования при содействии городского комитета профсоюза работников образования направили в министерство образования предложение о присоединении специализированных детских садов к коррекционному интернату, где воспитываются такие же дети.
Второй. Подготовлена законодательная инициатива о том, что для коррекционного детского сада должен быть более высокий норматив стандарта – не 24 тысячи, а, допустим, 36 и более.
Третий вариант. Поскольку сегодня детский сад – это все-таки образовательное учреждение с предшкольным уровнем образования, есть возможность присоединения малокомплектных садов к более крупным образовательным учреждениям. В городе есть подобный положительный опыт, когда детский сад №5 присоединили к лицею.
Все варианты обсуждаются. На какой падёт выбор, покажет время.
Учиться зарабатывать деньги
Сегодня дошкольные образовательные учреждения работают в статусе автономных. Это предполагает умение самим зарабатывать деньги. И кто бы что ни говорил, возможности такие есть. В этом убедились члены рабочей группы, посетившие детские сады. Причем идеи предлагали сами работники детских садов, родители. К примеру, можно создать группу выходного дня, предоставлять территорию садика для прогулок в выходные дни, создать мультидом в саду, организовывать дни рождения или праздники для детей. Многие родители не против, чтобы подготовка детей к школе была организована в садике. Можно подумать о платных услугах для родителей. Благо в дошкольных учреждениях работает немало по-настоящему талантливых людей.
Сегодня выживаемость детского сада, по большому счету, зависит от коллектива, от умения руководителя умело распорядиться теми средствами, которые выделяются по государственному стандарту.
И последнее. Общий вывод, который сделала комиссия, посетившая детские сады, – некоторые коллективы дошкольных образовательных учреждений оказались не готовы к работе в новых условиях. Большинство вопросов, которые сотрудники адресуют администрации, управлению образования, губернатору и даже Президенту, можно решить внутри коллектива, внутри города. По закону жить трудно, но можно. Успешно работающие детские сады подтверждают это.