Как мы уже сообщали, при поддержке Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева впервые выступил перед зрителями восточного Оренбуржья на сцене Орского государственного драматического театра им. А.С.Пушкина. Накануне гастролей состоялась пресс-конференция художественного руководителя, народной артистки России Елены Щербаковой.
Пять уникальных вещей об ансамбле, которые трогают и поражают...
– Я пришла в этот коллектив в 16 лет. Меня трогает и поражает всё. До 1992 года была солисткой ансамбля, затем педагогом, директором, а сейчас – художественный руководитель. Целая жизнь!
Поражает то, что за 78 лет, которые ансамбль будет отмечать 10 февраля 2015 года, не было ни одного провала. Всегда – полные залы. Помню, в 70-е годы во время наших выступлений в Москве у входа в Концертный зал им. Чайковского дежурила конная милиция. Достать билеты было невозможно.
Трогает и поражает, что все 78 лет ансамбль Игоря Моисеева приносит нашей стране огромную пользу. Своими концертами моисеевцы первыми открывали культурные связи нашей страны на всех континентах земного шара.
В советское время мы редко бывали в Москве, нас посылали в разные точки мира налаживать дипломатические отношения. Искусство Игоря Моисеева объединяет народы. Недаром Игоря Александровича и ансамбль называли и называют российскими послами мира. Это действительно так. Когда Моисеев на французском языке, в преддверии наших гастролей, представлял Советский Союз в Париже в 1955 году, ему было очень непросто. Не политики представляли страну, а ансамбль. И после триумфальных гастролей французы действительно стали носить красные сапожки и шапки-кубанки, как у наших «Партизан».
Моисеев не просто уникальный балетмейстер! Он философ, режиссер, актер, грандиозная личность. Он возвел народный танец в ранг профессионального искусства. Этого в мире не сделал никто. Его творчество, начиная еще с постановок в Большом театре, стоит особняком, его хореография ни на что не похожа.
Игорь Александрович никогда не копировал, он брал у народа характер, темперамент, детали костюма... И, конечно, главную роль для него играла музыка. Ведь наш ансамбль единственный имеет малый симфонический оркестр. Это тоже уникальное явление – ансамбль народного танца с симфоническим оркестром. Начиная с миниатюр и танцев, он перешел к сюитам, хореографическим картинам, а затем и к одноактным балетам на музыку русских композиторов, классиков. Бородин – «Половецкие пляски», Мусоргский – «Ночь на Лысой горе», а до этого уже были поставлены «Скоморохи» на музыку Римского-Корсакова, «Арагонская хота» на музыку Глинки.
Гений народного танца, своим искусством он объединял и будет объединять народы всего мира. Ведь язык моисеевского танца понятен в каждом уголке земного шара. Ему не нужен переводчик.
– Когда-нибудь ансамбль был с гастролями в Орске?
– Никогда в жизни. Поэтому для нас это очень интересные гастроли. Мы рады, что зрители Орска увидят программу ансамбля вживую, почувствуют энергетику, которую несут артисты.
И еще. Многие думают, когда ансамбль приезжает на гастроли в регион, то это второй состав. У нас такого нет. Всегда в концерте занят весь состав балета – 80 артистов. Мы не сокращаем хореографию, а соответственно и состав.
– В чем заключается уникальный моисеевский метод интерпретации народного фольклора?
– В моисеевской школе танца, первой в мире профессиональной школе народного танца при ансамбле, которую он создал в 1943 году. Выпускники нашей школы – это не просто великолепно технически обученные танцовщики, это танцовщики-актеры, которые на сцене могут играть различные роли в зависимости от поставленной задачи. Танцуя мексиканский танец, они должны быть мексиканцами, аргентинский – аргентинцами, китайский – китайцами... Они должны слышать, понимать музыку и уметь ее танцевать. Детей в нашей школе учат сохранять моисеевские традиции, беречь их и передавать из поколения в поколение. Моисеевцы – это народ, братство, которое объединил своим искусством Моисеев. Сегодня на сцене уже седьмое поколение моисеевцев, они делают одно общее дело – несут людям радость, мир, любовь и добро.
– Балет Моисеева надо понимать или чувствовать?
– Концерт ансамбля – это настоящий спектакль, не развлечение, не шоу, как сегодня модно. Естественно, его нужно и понимать, и чувствовать. Если не чувствовать, то как понять?
Справка. Елена Щербакова, народная артистка России, кавалер ордена Дружбы, ордена Почета, лауреат Премии Правительства Российской Федерации, художественный руководитель – директор, педагог – репетитор Государственного академического ансамбля народного танца, ученица Игоря Моисеева.
Фото Вадима МЯКШИНА.