Преподаватель высшей категории детской художественной школы Гульнара Бугдаева свой первый вернисаж назвала «Радость жизни». К этой радости прибавилась ещё одна – радость встречи с прекрасным.
Без малого два месяца в выставочном зале библиотеки искусств витал дух радужного настроения, исходящий от её работ. Нам не дано предугадать, писал поэт, как наше слово отзовется. Но не дано предугадать и то, какой след в душе оставляет живопись. От одной картины зритель не может оторвать взгляд, у другой – зевнёт от скуки.
А выставка как-то сама собой созрела – как результат очередного этапа творчества. Подошла Гульнара Амангалеевна к заведующей отделом библиотеки искусств Елене Афанасьевой с просьбой организовать вернисаж её работ. Библиотека искусств, отметила Бугдаева, всегда радушно встречает её своим теплом и уютной атмосферой. И выставка состоялась.
По её окончании Гульнара Амангалеевна прочла записи в книге отзывов. «У меня замирало сердце, читая слова благодарности, позитивные оценки моих работ», – призналась художница. Какими откровениями она ещё поделилась, читатель узнает из этого интервью.
Ах, вернисаж!..
– Первый вернисаж... Он, конечно же, самый трудный, ответственный. Ноги не дрожали, Гульнара Амангалеевна, пульс был нормальным?
– Честно сказать, сердечко пыталось выскочить наружу. Слова поддержки, добрая оценка руководителя комитета по культуре городской администрации Виктора Штарка, данная моему творчеству, преподавательской деятельности, придали сил. А сияющие лица моих учеников, коллег, знакомых придали мне уверенности, что я на правильном пути.
– Какому жанру отдаете предпочтение и почему?
– Пейзаж – моя радость, моя любовь, моё вдохновение. Неслучайно это слово в названиях моих работ – «Летний пейзаж», «Осенний пейзаж»...
Я росла в Челябинской области, где много лесов, озер. По окончании Челябинского художественного училища, затем Магнитогорского пединститута (факультет изобразительного искусства и черчения) оказалась в оренбургской степи. Степные краски прекрасны по-своему, надо только уметь их разглядеть, чему и учу своих воспитанников. С мольбертами перебираемся на другой берег Разбойки – и вот она, «ах ты, степь широкая!»... Настроение портится, когда такие чудесные места люди забрасывают пластиковыми бутылками, консервными банками, прочим мусором.
Ничто в природе меня так не волнует, как энергия воды. Хочется с помощью красок выразить на холсте её движение, чтобы был слышен грохот большого водопада или напротив – тихое журчание ручейка. Название «Водопады» носит одна из любимых мною работ…
Про талант, труд и чёрную живопись
– Гульнара Амангалеевна, солдатами не рождаются, а художниками?
– Наблюдая за тем, как рисуют ребята уже в детском саду, можно найти ответ на этот вопрос и другие, кстати, не менее важные. Согласитесь, нельзя назвать случайностью то, что уже с детсадовского возраста, если быть точным с двух лет, воспитатели начинают приобщать ребёнка к рисованию. А всё потому, что данный вид занятий развивает в малыше не только моторику, но и творческую фантазию, наблюдательность, старание, терпение... И, конечно же, чувство прекрасного.
Когда знакомишься с выставками рисунков детсадовской детворы, невольно приходишь к выводу: человек по своей природе творец, художник. Рисовать могут все. Надо только дать верное направление развитию творческого потенциала. Иначе у нас никогда не переведутся доморощенные живописцы, которые свой «творческий дар» в сопровождении ненормативной лексики воплощают на стенах домов, в подъездах, в лифтах... Радует, что уже нередко увидишь в нашем городе поздравления любимой с сердечком на асфальте.
– В вашем лице заговорил преподаватель...
– В 16 группах веду занятия по истории искусства. Не только увлекательный, но и поучительный предмет. Вижу, как ребята после бесед о том, какие муки творчества, физической усталости испытывали Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт, русские художники Репин, Суриков, стараются преодолеть в себе усталость, инертное настроение. Совмещать обучение в образовательном учреждении с обучением в художественной или музыкальной школах ребятам нелегко, но отступать не хотят. И это радует.
– Судя по сказанному, вы уверены в том, что ваши подопечные не станут фломастером чертить похабные рисунки в общественных местах?
– Уверена. Мы прививаем ребятам надежный внутренний стержень порядочности и высокой нравственности. Не могут даже для маленького человека пройти бесследно уроки, на которых идет разговор о великих творениях Репина, Поленова, Крамского, классиков зарубежной живописи.
Начиная учебу в художественной школе, ребята вырабатывают эстетический вкус, у них формируется творческий почерк, накапливается художественный опыт.
То же самое могу сказать о музыкальном образовании. Человек, владеющий инструментом, обладающий вокальным голосом, всегда отличит исполнение высокой пробы от халтуры, жалкого подражания. Вот почему родители приводят к нам своих чад. Они не менее заинтересованы в том, чтобы дети были всесторонне образованы, культурно воспитаны.
– Кто из ваших учеников связал свою судьбу с профессией, так или иначе соприкасаемой с искусством живописи?
– Светлана Филицкая окончила Башкирский государственный педагогический университет и уже преподает на факультете дизайна. Альбина Байбакина учится в архитектурно-строительном институте, Ирина Шилова познает в московском вузе секреты дизайнера, Алеся Саблина закончила в Екатеринбурге академию по специальности «Модельер одежды»... Многим ребятам помогла наша школа определиться с выбором профессии.
– А кто из учащихся сегодня подает неплохие надежды?
– Радуют успехи ученика 11 класса школы №13 Валентина Науменкова. Начинающий живописец. Пробует себя в разных жанрах, в том числе в портретном, который не каждому маститому художнику подвластен. Создает интересные художественные композиции.
– Слышал, в школе познают секреты живописи и взрослые люди?
– Есть такая группа из 14 человек, с которыми я занимаюсь четыре раза в неделю. Почему они переступили порог нашего заведения? Кто-то мечтал научиться рисованию в детские годы, да не вышло. Кто-то пришел любопытства ради, а впоследствии по-настоящему увлекся искусством живописи. Кому-то захотелось глубже познать секреты графики или попробовать технику живописи маслом. Учиться никогда не поздно.
Это группа для тех, кто желает поступить в высшие и среднеспециальные художественные учебные заведения, в основном выпускники средних школ. Желающим обучаться мы не отказываем. Но хочется напомнить, что наша школа не для ленивых. Они у нас не задерживаются. Успехов легких не бывает!
– Думаю, уместно вас как художника, преподавателя спросить о том, что думаете по поводу карикатур на пророка Мохаммеда, Святой Троицы во французском сатирическом журнале «Шарли Эбдо» и убийстве журналистов террористами? Эта печальная история вызвала большие споры, до сих пор будоражит мировое общественное мнение. Достаточно заглянуть в Интернет.
– Я следила за бурной дискуссией. Изображать в карикатурном виде Мохаммеда, Иисуса Христа, Будду или Святую Троицу – это не что иное, как святотатство. Нельзя оскорблять религиозные чувства людей, прикрываясь свободой творчества и тому подобными словесными вывертами. Но убивать за это безоружных людей – преступление из ряда вон выходящее. Террористам в этой связи нет прощения!
Когда происходят такие ничтожные акции, мне кажется, что тут дело не в свободе творчества, а в грязной политике, жертвой которой может стать кто угодно.
Николай ЗЕЛЕНЮК.
Фото автора.