В людях многое удивляет. Иной мастер из куска дерева подарит миру произведение искусства, а вот посвятить другого человека в творческую лабораторию ему не дано. Выходит, преподавание тоже своего рода искусство, значимость которого, кстати, трудно переоценить. Ведь педагог от Бога благословляет в мир прекрасного сотни талантов.
Встреча с преподавателем довела до Петербурга
ХII Международный фестиваль-конкурс «Виртуозы гитары», который проходил в начале года в Петербурге, в полной мере соответствовал названию песни известного композитора-гитариста Юрия Лозы. Во-первых, музыкальный форум впечатлял своим размахом, программой. Для меломанов услышать музыкальные произведения в живом исполнении великих гитаристов мира – всё равно что достать звездный билет. Особенно тем, кто живет в провинции. Во-вторых, помимо концертной программы, был ещё и конкурс. Перед авторитетным жюри стояла задача не только определить лучших из лучших музыкантов, но и окрылить волшебной струной инструмента тех, кто взял его в руки, готов всю жизнь не расставаться с ним.
Одно дело быть зрителем престижного музыкального мероприятия, другое – участвовать в нем как исполнитель. От одного слова «международный» у взрослого артиста холодок пробежит по телу. Когда же конкурсант учится в 4 классе, то нетрудно догадаться, какое переживает он волнение. Тут и коленки задрожат. Вместе с тем именно на творческих состязаниях учатся юные музыканты преодолевать в себе робость, смятение и уверенным шагом выходить на сцену. Кроме творческого мастерства, музыкант, считают педагоги детской школы искусств, должен заниматься физкультурой, иметь хорошую спортивную закалку и выносливость.
…Поездки на конкурсы, тем более на такой, как был в Петербурге, стоят немалых денег. При всем при том директор детской школы искусств Людмила Стриевич вместе со своими коллегами старается их находить. Выручают спонсоры, городская администрация оказывает помощь. Руководитель отдела культуры горадминистрации Виктор Штарк знает из собственной практики, как важна такая поддержка для начинающих музыкантов.
Так Галина Моргунова вместе со своим воспитанником Денисом Фирстовым оказалась в северной столице на музыкальном форуме мировой значимости. Мало того, вернулись с него с победой.
…Случай в жизни каждого из нас, согласитесь, имеет место быть. Четыре года назад Денис с мамой шел по коридору детской школы искусств. Навстречу – Галина Тимофеевна.
– Не подскажете, как попасть к преподавателю по классу гитары? – обратилась с вопросом женщина.
– Я преподаватель. Мальчишка желает научиться играть? Очень хочешь? Тогда пойдем…
Ни мама, ни малыш в ту минуту не знали, с каким педагогом встретились, что значит для него гитара. И уж точно не могли предполагать, что придет время и Денис, благодаря её урокам, привезет из Петербурга диплом третьей степени. Так оценило жюри исполнение юным новотройчанином трёх произведений – испанского танца «Сальвадор», «Романс» композитора В.Гомеса и «Кубинский танец» в обработке О.Зубченко.
Преклоняя колени перед именем учителей
Не любит откровенничать, тем более о своих заслугах, Галина Моргунова. Скромность не велит, а еще духовное прозрение, которое, как она считает, было ей ниспослано свыше.
После успешного окончания музыкальной школы в Новотроицке, потом Орского музыкального училища по классу балалайки Галина Тимофеевна оказалась в оркестре народных инструментов при Оренбургском народном хоре. С ним где только не побывала, перед какой только публикой не выступала!
У Оренбургского народного хора – мировая слава. Всюду аплодисменты, цветы, которые так греют сердце, особенно молодое. Но однажды героине нашего повествования голос был покинуть сцену и заняться преподавательской деятельностью.
– Вспоминала своих учителей-наставников, – говорит Галина Тимофеевна. – Каждый из них обладал исполнительским талантом. При желании они могли заняться концертной деятельностью, срывать аплодисменты, однако пошли по другой стезе. Почему? Когда задумалась над этим вопросом, поняла: для них была главным делом жизни (напишем с большой буквы) Музыка. Им хотелось передать ее таинство как можно большему количеству детей.
Во время занятий они не думали над тем, чтобы из ученика сделать артиста с мировым именем, а чтобы он осознал душой, как прекрасно то произведение, которое он исполняет в настоящий момент.
– Такими для меня являются мой первый учитель Анатолий Корнацкий, директор музыкальной школы Тереза Ивановна Ткаченко – настоящие по-
движники музыкального просвещения в нашем городе. Тереза Ивановна, кстати, была первым руководителем учебного заведения. Можно только догадываться, каких трудов, нервов стоило открытие его в первые послевоенные годы.
Далее Галина Тимофеевна вспомнила, как часто педагоги делали акцент на воспитательном значении музыки, на том, что её удел возвышать человека, будить в нем лучшие душевные качества – доброту, скромность, а не гордыню, желание выслужиться, обогатиться. Это было для них главным, а не то, чтобы питомцы после своих выступлений на публике купались в славе.
Всё и подвигло Галину Моргунову в конечном итоге расстаться с хором, вернуться в Новотроицк, вступить на педагогическую стезю. В принятии решения, кстати, сыграло и приглашение на вакантную должность Терезы Ивановны.
…За долгие годы преподавательской работы сначала в музыкальном училище, затем в детской школе искусств педагог Моргунова научила не одного ребенка игре на инструменте. И также, как её воспитатели, считает своим главным достижением то, что заставила многих своих воспитанников не только полюбить музыку, но и относиться к ней как к дару небесному.
Она, как и многие её коллеги, ждет времени, когда в образовательных заведениях обучение школьников музыкальной грамоте будет более основательным. Убеждена, каждый человек должен знать ноты, научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. И тогда у нас появится больше талантливых исполнителей. Педагог вспомнила своего отца Тимофея Игнатьевича.
– На редкость был музыкально одаренным человеком. Сызмальства научился играть на гармони. И как играл?! Заслушаешься! По его примеру и я научилась из этого инструмента извлекать мелодии. Он и привел меня в музыкальную школу, знал, что, кроме всего прочего, нужны музыкальные знания.
Галина Тимофеевна уверена в том, что каждый человек наделен от природы музыкальными способностями. Просто у одних – их больше, у других – меньше, но они есть.
– Не скажу, что наш дипломант Денис сразу проявил их, – поделилась своими мыслями педагог. – Это произошло, когда обучение приняло системный характер, двигалось в строгом соответствии с методикой. Ну и, конечно же, следует к этому добавить трудолюбие и усердие мальчишки. Молодец!
– Откуда у Вас столько любви к шестиструнной?
– Этот инструмент, как никакой другой, издает чарующие звуки, – ответила Галина Тимофеевна. – Наверное, трудно найти слушателя, которого не приводили бы в восторг романсы, народные песни под аккомпанемент гитары. Прошла неделя, как мы вернулись из Петербурга, но у меня до сих пор звучат в ушах музыкальные произведения в исполнении греческой гитаристки Эвы Фампас, отечественных виртуозов гитары Виктора Козлова, Рафшана Маметкулиева.
– А Вам нравится гитара? – прервав мысль, неожиданно спросила Г.Моргунова.
– Очень! Во времена нашей молодости, в 60-е годы прошлого века, редко в каком дворе не собиралась молодежь и не напевала под гитару «А у нас во дворе...», про черного кота, другие популярные песни. Правда, исполнение было аккордным, оно отличается от нотного, но душа пела, радовалась. Жизнь казалась краше, светлее.
…В дверь постучали. В класс вошел дипломант. После обмена приветствиями, поздравляю Дениса с успехом на таком престижном конкурсе. Впереди юного музыканта ждут новые творческие состязания, а значит, надо трудиться и готовиться к ним так, чтобы у зрителей от исполнительского мастерства замирало сердце.
Николай ЗЕЛЕНЮК.
Фото автора.