Ирина Ивановна Рамазанова в городской администрации появляется не впервые. На этот раз – в качестве заместителя главы муниципального образования по финансам и экономике. Чтобы для читателей нашей газеты она стала более понятной, мы решили задать ей несколько вопросов.
-- Ирина Ивановна, вы из каких краев родом?
-- Я местная, новотроицкая. Училась в двенадцатой школе, в ней сейчас располагается филиал МИСиСа. По окончании поступила в Московский институт управления – старейший российский вуз, получила специальность инженера-экономиста. Трудовая деятельность в полном смысле слова началась на Орско-Халиловском металлургическом комбинате, куда я пришла учетчиком производства в первом листопрокатном цехе. Большое желание состояться как специалисту, начальная неуверенность в собственных силах подстегивали работать хорошо и даже лучше. Лет через пять пришло чувство уверенности, я могла обосновать, почему поступаю так, а не иначе. Продвижение по службе совпало с приснопамятными временами бартера, когда я уже работала в коммерческом отделе комбината.
-- Кстати, сейчас их оценивают очень неоднозначно. Говорят, что менять металл на ширпотреб было очень неразумно…
-- На тот момент, наверное, смысл в этом был. Люди испытывали товарный голод, в бытовом понимании им хотелось вкусить плоды цивилизации. Как отказать? Когда наступил период «насыщения», перешла в бухгалтерию предприятия. Новая работа опять пришлась на «революционное» время – начали вводиться налоги на добавленную стоимость. Специалистов-налоговиков на предприятии не было, мне поручили это дело, и у меня, конечно, не без помощи Ирины Леонидовны Губановой, Натальи Лазаревны Левинсон получилось. Далее долгое время был финансовый отдел комбината – и здесь уже замкнулся весь документооборот: коммерческая деятельность, бухгалтерия, финансы.
Затем пришли новые собственники, сменилась команда, и мне было предложено перейти в администрацию заместителем главы по экономике и промышленной политике.
-- А где сложнее работать – на предприятии или в администрации?
-- Сравнение было бы некорректным. Ну как определить, чья работа сложнее – врача или горного инженера? Так и здесь. В администрации больше организационных моментов. Но мой прошлый опыт, несомненно, помогает. Я понимаю, какие проблемы возникают на промышленном предприятии, как это сказывается на городском бюджете; знаю, как организовать контроль исполнения решений, как сделать, чтобы людям работалось хорошо. Возможно, это эгоистический подход, но я выстраиваю отношения так, чтобы прежде всего было удобно работать мне и мои требования были понятны подчиненным, чтобы не было проблем у людей, которые меня пригласили работать. К счастью, не пришлось навязывать свои порядки, коллеги приняли предложенные «условия игры».
-- В продолжение темы. Каким вы себя считаете руководителем – демократичным, авторитарным?..
-- Тут надо учитывать ситуацию. Если решение принято специалистами, времени на обсуждение нет, я – диктатор. Если проблема обсуждается, принимаю любые предложения, но окончательное решение всегда оставляю за собой.
-- Тогда какие качества больше всего цените в подчиненных?
-- Прежде всего человек должен быть специалистом, которому я полностью могу доверять, его слову, суждению, в котором не придется сомневаться: он сделает все грамотно, но главное – сделает. Не нужно, чтобы меня любили, – важнее общение в уважительном формате и конструктивная совместная деятельность.
-- Ирина Ивановна, сегодня по должности вы главный «собиратель» средств и главный их «тратчик». Как, по-вашему, следует расходовать средства при таком скудном городском бюджете?
-- Здесь не нужна особая прозорливость. Посмотрите вокруг: это образование, здравоохранение, культура, транспорт, коммунальное хозяйство, дороги. Муниципалитет для того и создан, чтобы все это функционировало. К сожалению, государство нам -- не всегда помощник, непродуманных решений, деклараций порой больше, чем дела.
-- Например?
-- Всем бюджетным организациям предложено в определенный срок поставить счетчики…
-- Кстати, этот вопрос задают горожане…
-- Так вот, чтобы их поставить на все муниципальные здания Новотроицка, надо примерно 800-850 миллионов рублей, не считая обслуживания, поверки и так далее. А деньги никто не выделяет и не говорит, откуда их взять. Давайте дальше рассуждать: если ставить входные счетчики на дом и оплату, к примеру тепла, делить пропорционально на всех жильцов с учетом возможных естественных потерь, тогда зачем нужен отдельный счетчик в квартире? И перечень подобных нелепостей можно продолжать. Сейчас правительство спохватилось, поняв, что немыслимо в короткий срок выполнить такую объемную программу, и отодвинуло ее до 2015 года. Но тут же предлагает к реализации еще одну программу -- новую форму финансирования здравоохранения. Не вдаваясь в подробности, скажу, что муниципалитет от нее теряет не просто большие – огромные деньги. Поэтому мне трудно ответить на ваш вопрос, как нужно расходовать бюджетные деньги, пока в действиях правительства не будет больше последовательности, логики.
-- Бюджет города на 2011 год не вызывает у вас грусти?
-- Да нет, я борец по натуре. Не открою секрета, в город налоги будут заходить только тогда, когда восстановится экономика, предприятия начнут работать прибыльно и повысится платежеспособный спрос.
-- Сегодня на нашем экономическом небосклоне пасмурно. Вы, как специалист, видите какой-то просвет среди туч?
-- Возможно, это утопия, но мне кажется, программа моногородов (есть 800 ее разновидностей), куда попал и Новотроицк, может стать своеобразной палочкой-выручалочкой. В октябре я ездила на заседание рабочей комиссии Приволжского федерального округа как раз по моногородам. Главная мысль, высказанная на этом форуме, -- разбавить экономику городов малым и средним бизнесом, чтобы она не зависела от одного-двух-трех предприятий. Упор делать на тех, кто живет и работает на данной территории, их интеллектуальный, профессиональный, демографический и иной потенциал. Чем больше в городе предприятий, тем устойчивее его экономика – это аксиома. Мы уже работаем в этом направлении. Работаем и снова учимся.
Подготовила
Фото Виктора ШИТИНА.