Шестиклассницей узнала Ида Афанасьевна о начале войны с фашистской Германией.
– Семья тогда жила в районном посёлке Тоцкое, – вспоминает Ида Ильинична. – Команда нашего класса (я увлекалась спортом) договорилась встретиться с соперниками на спортплощадке.
Мы пришли первыми. Ждем, а их всё нет. Возмущаемся... И тут видим бегущего человека, который кричал одно слово «война!». Нас словно ветром сдуло – побежали домой. Забегаю и вижу плачущую маму. Многие события стираются в памяти, но такое – никогда…
Слушая человека преклонных лет, удивился его способности рассказывать обо всем в мельчайших подробностях. Возможно, связано это со специальностью. Ида Ильинична – историк, многие годы преподавала в школе №14, увлеченный краевед. Память тренировала на запоминании дат, фамилий полководцев, государственных деятелей ...
– Бои гремели за тысячи километров, – продолжила она воспоминания. – Однако грохот их слышали и в тылу. Проводы в армию, похоронки с фронта, бесконечные женские слёзы, суровые лица мужчин… Это была жизнь, совсем не похожая на довоенную...
Повествование рассказчицы с паузами, в силу глубоких переживаний, заставляет и твоё сердце сжиматься.
В колхозе не хватало мужских рук. Теперь детвора помогала матерям не только на домашнем подворье. Подростков привлекали к работе на фермах, в поле. Летних каникул не было. Слабыми руками ребята вращали огромные рукояти веялок, лопатами сгребали зерно в бурты, вручную загружали и разгружали повозки с хлебом. Особенно трудно было собирать в поле потерянные во время уборки колоски.
– Несмотря на молодые косточки, – вспоминает Ида Ильинична, – спины под вечер не чувствовала. Казалось, в неё кто-то забил кол. Небольшой перерыв, чтобы глазам взглянуть в небо, спине отдохнуть, и снова вперёд. Задание надо выполнить.
Мы видели, как тяжело взрослым, старались им помочь. Все повзрослели мигом. Особенно мальчишки.
В последних числах сентября школьников отправляли на уборку свеклы, затем картофеля. Работа – вручную. По окончании – вознаграждение, несколько картофелин. Когда начинались заморозки, рубили капусту. Кочан – дневной заработок. Радовались и этому, потому как основной едой была тюря – блюдо военной поры. Холодную кипяченую воду смешивали с луком, несколькими крохами хлеба, щепоткой соли, так как она тоже была в дефиците, и кушанье готово.
– Зимы в те годы были суровыми, ранними, – говорит Ида Ильинична. – Помню, как мы всем классом пошли в поле. Сплошное белое покрывало, а поверху колоски – непривычное жуткое зрелище. В худой обуви, утопая в снегу, пробирались по вчерашней ниве, добывая зёрнышко к зёрнышку, чтобы наши солдаты были сыты, имели силы подниматься в атаку на врага. Словом, сражались на фронте, сражались и в тылу. От мала до велика...
Старшеклассников обучали военному делу. Учили стрелять, с деревянными макетами ходить в рукопашную. Особое внимание – изучению азбуке Морзе – из ребят готовили радистов для заброса в партизанские отряды.
Иде Ильиничне не довелось попасть на фронт, а вот её подруга Римма Шершнёва, годом старше, добилась-таки. Вместе с бойцами попала в засаду врага, приняли бой. Из дзота фашисты поливали свинцом так, что невозможно поднять голову. И тогда юная партизанка по-пластунски подобралась к дзоту и телом закрыла амбразуру. Героический подвиг девушки позволил партизанам выиграть сражение.
После окончания войны Ида Ильинична ездила в Белоруссию, разыскала воинов, рядом с которыми сражалась Римма. Они и поведали ей о ратном подвиге подруги.
В школе №14 учительница истории организовала музей, возглавила работу отряда «Поиск». По крупицам были собраны материалы об участии земляков в войне. Особая благодарность Иде Ильиничне и её помощникам за огромные альбомные фолианты с материалами о боевом пути полководца Родимцева, народного героя Польши Войченко.
…Мы взяли лишь несколько эпизодов из жизни Иды Ильиничны Афанасьевой во время войны. Если же собрать воедино все, получится увесистая книга. У Иды Ильиничны 9 медалей. Самые дорогие те, которыми отмечен её трудовой вклад в Победу над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны.
Николай ЗЕЛЕНЮК.
Фото автора.