О будущих капитальных ремонтах в многоквартирных домах сегодня не стихают споры. Новой площадкой для обсуждения жгучих вопросов стали встречи в депутатских округах.
В малом зале Молодежного центра прошло первое такое собрание. Там депутат Алексей Перегудов уступил свое место для ведения диалога с горожанами представителям администрации Новотроицка и Фонда модернизации ЖКХ. Затем подобные встречи состоялись и в других депутатских округах.
Свой счет не так и выгоден
Общение, как и следовало ожидать, получилось эмоциональным. На каждом собрании новотройчане выражали непонимание: почему они должны платить за капитальный ремонт в какой-то фонд, далекому региональному оператору, если рядом, в своем городе есть давно знакомая организация – УКХ. Присутствующий на всех встречах первый заместитель главы Новотроицка Валерий Немашкалов объяснял: действительно, согласно недавним изменениям в законе с 1 января нынешнего года управляющие организации вправе открывать и вести счета в выбранном жильцами банке для накопления средств на капремонт. Для этого необходимо решение общего собрания собственников жилья. В упрощенном порядке такой переход от регионального оператора можно оформить до 31 августа 2015 года.
Вот, казалось бы, отличное решение для тех, кто предпочитает иметь дело с уже проверенной местной управляющей компанией. Но не все так просто. И на самом деле оно не так уж и выгодно собственникам жилья, потому что потребует от них дополнительных расходов: в отличие от регионального оператора, деятельность которого полностью финансируется правительством области, у управляющей компании такого «спонсора» нет. Эту роль придется исполнить самим владельцам квадратных метров. Об этом новотройчан открыто предупреждают представители и администрации города, и УКХ.
Подробно говорили о способах формирования фонда на капремонт: можно обратиться к управляющей компании, открыть спецсчест у регионального оператора, создать в своем доме ТСЖ или просто остаться в общем котле. Принимая решение о форме накопления средств, собственникам необходимо максимально рассчитать свои возможности: учесть возраст дома, платежеспособность и активность соседей. Чтобы не получилось так, что срок ремонта подойдет, а средств на его проведение не хватит. В «котловом» методе всегда можно позаимствовать друг у друга, в остальных случаях счета открываются отдельно на каждый дом и копить на ремонт дому придется самостоятельно.
О сроках ремонта дома
На всех собраниях поднимался вопрос и о сроках ремонта. Некоторые жильцы недоумевали, почему плановое обновление в их доме, справившем полувековой юбилей и не знавшем капремонта, назначено так нескоро? Валерий Немашкалов объяснял: в случае таких недоразумений все неучтенные данные о состоянии домов будут внесены дополнительно и на этом основании программу скорректируют. Кроме того, жильцы вправе приблизить сроки ремонта, увеличив размер взноса.
Еще один постоянный предмет спора горожан и чиновников — графа текущий ремонт и содержание мест общего пользования в платежках на квартплату. Внушительные суммы, которые приходится отдавать по ней, считают многие жильцы многоквартирных домов, не оправдывают себя. Однако присутствующий на одной из встреч генеральный директор ООО «УКХ» Александр Ишутин сообщил, что собираемых средств, увы, даже не хватает. Подробный обязательный перечень работ по содержанию мест общего пользования и текущему ремонту предусмотрен законодательно и включает в себя множество пунктов. Капитальный ремонт, на который еще предстоит собрать, – совсем другое дело, и список здесь отдельный. Он подразумевает полную замену кровли, инженерных систем, ремонт подвала, фасада, фундамента, замену лифта и в Оренбургской области дополнительно – установку общедомовых приборов учета.
– То, что нам предлагают, – это не капитальный ремонт, – пытались доказать некоторые новотройчане, пришедшие на собрание. – Раньше, когда жильцов выселяли и меняли полностью пол, отопление, окна, трубы – это был капремонт. Сейчас в своих квартирах мы все сами делаем. А в подвалах и на крыше управляющая компания постоянно ведет текущие ремонты. Так зачем нам капитальные, если все нормально содержать?
– К сожалению, действительность такова, что практически все панельные пятиэтажные дома сегодня нуждаются именно в капитальном ремонте кровли. Латочным ремонтом уже не обойтись, – сообщил собравшимся Валерий Немашкалов. – В администрации масса писем, в которых жильцы последних этажей жалуются на протекания. Это не может длиться вечно. Надо решать проблему. Программа капремонтов такую возможность дает.
Государство – не спонсор
На встречах говорили: надеяться, что капремонт сначала будет проведен, а потом жильцы за него расплатятся, не приходится: государство не может выступить спонсором столь масштабных работ. Его силы брошены на помощь при переселении людей из ветхого и аварийного жилья.
Многие вопросы, прозвучавшие на разных встречах, в разных аудиториях, повторялись, тем самым обозначая наиболее острые позиции. Например, как быть, если дом будет признан аварийным, так и не дождавшись капитального ремонта? Как было объяснено, собранные деньги в таком случае возвращаются, за исключением средств, которые необходимы на снос дома. Жильцам предоставляются новые квартиры.
Не перестает беспокоить людей и качество будущего ремонта. Как проконтролировать то, что будет сделано на их кровные? Валерий Немашкалов подчеркнул, что собственники наряду с представителями государственных служб входят в состав комиссии по приемке работ. Такая практика уже внедряется сейчас, в ходе приемки лифтового оборудования.
Нужна четкая позиция жильцов
На фоне взлетевших вверх цен не могло не волновать горожан, предусмотрена ли индексация накопленных взносов? Или нехватка средств снова ляжет на плечи собственников? Как объяснил представитель Фонда модернизации ЖКХ Оренбургской области Виталий Шульга, если деньги копятся на спецсчете, то организация проведения ремонта, действительно, полностью возлагается на собственников. Если средства собираются в общий котел, ремонт проводится в соответствии с графиком и в полном объеме вне зависимости от инфляционных процессов.
Встречи прошли бурно. Кто-то на них просто возмущался, кто-то приходил с цифрами в руках, задавал конкретные вопросы. Многие горожане просили дополнительных разъяснений уже после собраний. И в таких индивидуальных беседах предметно и в подробностях уточняли все, что их волновало. В администрации города сотрудники отдела коммунального хозяйства постоянно дают консультации по всем вопросам, касающимся капремонта. Нужна лишь инициатива и четкая позиция жильцов. А поддержка им будет обеспечена.
Анна Симонова.