Гвардеец труда. Новотроицк

И хоровод, и звонкий пляс

И хоровод, и звонкий пляс
Когда-то новотроицкий мальчишка Толя Попов любил играть на гармошке в своем дворе. И каждый раз, особенно вечерами, собирались вокруг него взрослые и дети. А он играл русские народные песни, веселые и грустные, озорные и залихватские. Не однажды останавливался рядом с ним Александр Григорьевич Кожемякин, сосед, работавший в ту пору баянистом в Доме культуры «Строитель». Прислушивался, как играет мальчишка. И подумал: этот юный гармонист может стать одаренным музыкантом, ему надо помочь. И Александр Григорьевич определил его в Новотроицкую музыкальную школу. А затем Анатолий Попов окончил Оренбургское музыкальное училище по классу баяна. И уже после службы в армии снова приехал в Новотроицк и стал работать концертмейстером во Дворце культуры металлургов. Он играл на баяне для танцевального ансамбля «Молодость».  С этим коллективом побывал во многих городах страны – на всесоюзных, всероссийских и зональных смотрах.  Играл также для агиттеатра. В городе знали теперь Анатолия Попова как баяниста-виртуоза. Именно в эти годы он стал лауреатом Всесоюзного конкурса молодых исполнителей. И вот однажды пришел Анатолий Попов к директору Дворца культуры Александру Григорьевичу Клейману и сказал: – Хочу поработать с ансамблем русской песни и танца. Такого ансамбля во Дворце не было, его надо было еще создавать. Так в сентябре 1978 года Анатолий Попов взялся за новое дело. Можно было позавидовать его энергии и самоотверженности. И хотя в самом начале многое не получалось так, как хотелось, он держался уверенно. На первых порах создаваемый хор у него состоял всего из шести исполнителей. И Анатолий Попов дал им возможность впервые выступить на сцене Дворца. Дебютировали они как вокальная группа хора. Не сразу, но ансамбль русской песни и танца был создан. Тех, кто мог бы петь в хоре, Анатолий Попов искал везде – в заводских цехах, в профтехучилищах, школах. И находил. Приглашал во Дворец, прослушивал голоса. И теперь в ансамбле насчитывалось уже около 80 исполнителей. Многие в хоровой группе не имели певческой подготовки, приходилось начинать с азов. Но Анатолий Попов умел увлечь каждого. Уже на первых репетициях он настраивал участников хора на серьезную работу. – В народе хорошо знают и любят старинную песню «Степь да степь кругом», – сказал он однажды. – Обычно поют ее в семейном кругу, по праздникам, во время застолий. Но поют ее не совсем так, как надо. Вот мы и попытаемся спеть ее правильно. Она зазвучит в полную силу только при шестиголосном исполнении. Это очень сложно. И если у нас получится, вы испытаете такую радость общей победы, что это запомнится на всю жизнь. Я верю: вы сможете! Каждая репетиция, которую проводил с участниками хора Анатолий Попов, была для них настоящей школой мастерства. Они учились добиваться чистоты исполнения, держать свою партию. И песня зазвучала в шестиголосном исполнении широко и раздольно, она обрела не только крылья, но и душу. Анатолий Попов сказал с улыбкой: «Вот видите… Получилось!» Взволнованные участники хора в этот вечер не торопились уходить домой, радовались своему  успеху, поздравляли друг друга. В дальнейшем в репертуаре ансамбля, помимо шестиголосных, появились и семиголосные произведения, в том числе старинные уральские казачьи песни. В 80-е годы ансамбль вырос до 100 исполнителей. В хоровой группе было 40 участников, в танцевальной – 42 человека. Был у ансамбля и свой оркестр народных инструментов. В содружестве с Анатолием Поповым работали балетмейстер Татьяна Юнцова, руководитель оркестровой группы студент Орского музыкального училища Виктор Дубейко, концертмейстеры – баянисты Виктор Пахомов и Виктор Петров. Уже не первый год Анатолий Попов как музыкант, как композитор сотрудничал с поэтом, новотроицким инженером Николаем Серединым. Благодаря этому сотрудничеству, в репертуаре ансамбля появилась вокально-хореографическая композиция «Оренбургские пуховницы». Это был своего рода гимн родному краю, яркий, красочный рассказ о том, чем знаменито Оренбуржье. И славилось оно прежде всего людьми, которые выращивали хлеб, варили сталь, строили города. В содружестве с Николаем Серединым написал Анатолий Попов также вокально-хореографическую композицию «Край наш оренбургский». Тут и хоровод праздничный, и звонкий танец – веселый, искрометный, темпераментный. Заканчивалась композиция такими словами: Приезжайте в Оренбуржье, Вам понравится наш край! Участники ансамбля выступали с концертами не только на сцене Дворца культуры, но и во многих цехах металлургического комбината. Ансамбль был удостоен звания народного. Зрители хорошо знали солистов хора Валентину Барханскую и Валентину Федулову, Надежду Кузнецову и Татьяну Мажирину. Дружными аплодисментами встречали металлурги солиста хора Юрия Королева – машиниста из коксохимического цеха, который самобытно исполнял песни «Вот мчится тройка почтовая», «Коробейники». Полюбился зрителям народный ансамбль и потому, что участники  его исполняли старинные уральские казачьи песни, в том числе цикл свадебных: «Выходили красны девицы», «Во горенке, во новой», «Уж ты, голубь мой» и многие другие, которые когда-то пели в казачьих станицах на Урал-реке. В танцевальной группе ансамбля выступали солисты Наталья Василевская, Владимир Башкатов, Юрий Коротковских и Вячеслав Кудряшов. Все они работали на металлургическом комбинате. В 80-е годы народный ансамбль русской песни и танца стал лауреатом Всесоюзного конкурса патриотической песни, лауреатом Всесоюзного смотра, посвященного 40-летию Великой Победы. Он выступал с концертами в Оренбурге, Ялте, Новороссийске, Севастополе и в других городах страны. Художественному руководителю ансамбля Анатолию Михайловичу Попову было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». В свое время, начиная создавать ансамбль русской песни и танца,  он хорошо понимал, какую ответственность берет на себя, сколько непредвиденных проблем обрушится на него,  и все-таки не отступил от своей цели. А хлопот у него было больше, чем достаточно, потому что все организационные вопросы ему приходилось решать самому. Но если говорить о главном, он сумел создать такой самодеятельный коллектив, который мог на равных соперничать с профессиональными коллективами. В мае 1986 года ансамбль русской песни и танца новотроицкого Дворца культуры металлургов принимал участие в фестивале прогрессивной молодежи, который проходил в Федеративной Республике Германии. И Анатолий Попов как художественный руководитель  гордился тем, что участникам ансамбля оказана высокая честь представлять  самодеятельное народное творчество нашей страны за рубежом, быть полпредами русского искусства. В 1988 году участники народного ансамбля русской песни и танца совершили творческую поездку в Румынию. С первым концертом они  выступили в портовом городе Констанца – в зале отеля «Патрия». Зрителями были отдыхающие – румыны, немцы, англичане, туристы из Советского Союза. И вот на сцену вышли новотройчанки  в  голубых сарафанах, расписанных русским национальным орнаментом, расшитых блестками. Исполнялись танцы, песни, вокально-хореографические композиции. Зрители были восхищены выступлением ансамбля. На следующий день был дан концерт на летней эстраде близ отеля «Норд». Первые аплодисменты были солисту танцевальной группы Владимиру Башкатову. Словно озорной вихрь, ворвался он на сцену, а затем расцвел яркими нарядами хоровод, запел, закружился… Участников  ансамбля пригласили посмотреть обрядовое представление «Румынская свадьба», которое проходило в летнем ресторане, оформленном под корчму. Вначале они были просто гостями – сидели, наблюдали. Но в разгар праздника Анатолий Попов взял у музыкантов аккордеон, начал играть, и  тут, конечно же, к нему присоединились все участники ансамбля. Пели и танцевали уже по просьбе зрителей. Гости из Новотроицка выступили также с большим концертом в театре «Лирик», где присутствовали посол СССР в Румынии Е.Тяжельников, генеральный консул нашей страны в Румынии А.Кругляк, послы Чехословакии, Франции, Турции, Китая, Австрии, Албании.  Каждый, кто участвовал в этом концерте, хорошо понимал: надо сделать все возможное, чтобы показать на сцене, в чем сила, в чем особенность и самобытность ансамбля.  Заканчивался этот концерт музыкально-хореографической композицией «Край наш оренбургский». Был в этой яркой и красочной постановке такой момент. Танцоры вдруг расступаются, и Татьяна Мажирина выносит каравай оренбургского хлеба на  полотенце. И тут зрители встали, начали аплодировать, приносить на сцену корзины цветов. После концерта Евгений Михайлович Тяжельников встретился с участниками ансамбля. Подошел он к Анатолию Попову и, обнимая его, сказал: – Спасибо. Концерт получился на славу. Поблагодарил он также хореографа Татьяну Юнцову. Тяжельников с улыбкой посмотрел на Попова, и сказал ему: – А я тебя помню. И стал рассказывать о том, как он приезжал в Новотроицк в ту пору, когда был депутатом Верховного Совета СССР, встречался с избирателями во Дворце культуры металлургов. А потом вручил Анатолию Попову Благодарственное письмо от дипломатического корпуса СССР в Румынии. Валентин КАРГА.