Гвардеец труда. Новотроицк

Работа на результат

Работа на результат
В Оренбурге состоялся форум Приволжского федерального округа  «Образование и бизнес: пути взаимодействия». В нем участвовали представители образовательных учреждений Башкирии, Татарстана, Удмуртии, Самарской, Ульяновской и Оренбургской областей. В рамках форума прошел конкурс авторских проектов, направленных на повышение качества профильной подготовки учащихся на основе совместной работы бизнес-структур, общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования.  О результатах конкурса рассказывает директор общеобразовательной школы-интерната  города Новотроицка  Людмила ГАВРИЛОВА. – На форуме я представляла модель социального партнерства нашей школы-интерната и ОАО «Уральская Сталь» по профильной подготовке учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Этот проект был разработан совместно с управляющим директором Н.Эфендиевым. В результате мы стали призерами конкурса, и получили приз для школы – ноутбук. Кроме этого, наш проект прошел научную экспертизу Оренбургского государственного университета с определением, что он заслуживает выхода на мировое сообщество. Губернатор Юрий Берг, ознакомившись с проектом, высказал пожелание, чтобы и другие учебные учреждения области пошли по нашему пути и создали модель своей школы.                 – Чем вызвана такая высокая оценка вашего проекта? –  В своем Послании Федеральному собранию президент Российской Федерации Д.Медведев большое внимание уделил реформации школьного образования и сказал, что сегодня каждая школа должна разработать модель своего учреждения. Мы в этом плане немного опередили события, потому что у нас такая модель уже есть. Более того, наш проект основан не только на том, каким мы хотим видеть наше образовательное учреждение, но и на том, что есть в действительности. – В чем заключается основная идея вашей образовательной модели, и в какой степени она уже реализована? - Наша школа-интернат занимается обучением и социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Мы стараемся дать им не только хорошее образование, но и заботимся об их будущем. Наши учащиеся всегда имели проблемы с устройством в училища и на работу, потому что обучались по другим программам, и давно назрел вопрос о том, как исправить такое положение. Особенно остро этот вопрос встал после объединения в одно образовательное учреждение школы-интерната №2 и Аккермановского  интерната №3. Ведь значительная часть ребят является дееспособной, они могут трудиться, но им трудно адаптироваться в обществе сразу после школы: не хватает, может быть, двух лет для полного созревания, для становления личности и формирования гражданской позиции. Так почему бы не сделать так, чтобы эти два года они оставались в своей школе, получая здесь будущую профессию.   И я обратилась в министерство образования Оренбургской области с предложением устроить специальную школу с производственной подготовкой для детей с ограниченными возможностями здоровья. Базовой площадкой было выбрано бывшее профессиональное училище № 22 по улице Черемных. Здесь и была открыта наша специализированная школа, где обучается 160 детей. Принцип обучения такой: 9 лет ребята получают основное образование, далее они продолжают учиться в 10-11 классах, приобретая еще и специальность. Мы начали с того, что открыли обучение  по трем специальностям: плотника, сварщика и мастера строительных работ. После полной реконструкции мастерских начали обучение еще по двум специальностям: слесаря и швеи. Впоследствии здесь планируется организовать ресурсный центр по подготовке учащихся с ограниченными возможностями здоровья. На сегодня уже вложено 50 миллионов рублей в реконструкцию и капитальный ремонт. Полностью отремонтированы мастерские, учебный корпус и вспомогательные помещения – столовая и спортивный зал. Комплекс отличается современным дизайном, комфортом и уютом. Большие просторные кабинеты и мастерские, оснащенные оборудованием, которого практически нет ни в одном училище области. Закуплены все виды сварочного оборудования, включая и плазменную сварку. Решается вопрос о ремонте общежития, который обойдется в 110 миллионов рублей. Конечно, без помощи спонсоров всё это сделать невозможно. Но меня во всех начинаниях поддерживает ОАО «Уральская Сталь», которое является нашим базовым предприятием. Полное взаимопонимание мы находим с управляющим директором Н.Эфендиевым. Назим Тофикович способствует всяческой поддержке нашего интерната. Он предложил открыть совместное предприятие со швейным цехом комбината. Мы будем получать заказы от «Уральской Стали» на пошив рукавиц и спецодежды. И на этом ребята будут зарабатывать деньги. Мы хотим со временем стать социальными партнерами наших спонсоров. Уже сегодня решаем вопрос о том, какие специалисты, требующиеся на комбинате, смогут проходить переподготовку на базе наших мастерских, оснащенных современным оборудованием. Это тоже даст нам возможность улучшать материальное положение, помогая комбинату в переподготовке кадров. Конечно, впереди еще много работы, но эта работа приносит удовлетворение, поскольку уже сегодня видны ее плоды. – Ваш пример уникален, потому что вы добиваетесь успеха в то время, когда многие учреждения образования и культуры откровенно находятся если не в бедственном, то в очень скромном положении. Какое волшебное слово вы знаете, какой волшебной палочкой обладаете, поделитесь, если это не секрет. – Я считаю, что очень многое зависит от руководителя, от его умения организовать трудовой процесс и создать хороший трудовой коллектив, команду единомышленников. И совсем не обязательно, чтобы в этот коллектив отбирались какие-то особенные люди. Особенными людьми они становятся в ходе работы. Я поставила цель, сориентировала людей, и мы должны по ходу работы получить результат, добиться своей цели. Цель может быть большая или малая, но она должна быть достигнута. Нет результата, нет работы. Плохо, если всё идет самотеком, по инерции. Человеку свойственно ставить цели и добиваться решения. Так повышается его творческий потенциал, его отношение к делу, его заинтересованность в результатах труда. Так создается общее состояние учреждения и настоящий трудовой коллектив. Много говорят о спонсорской помощи. Я нахожу контакты с руководителями предприятий. Но я иду к ним, четко обозначив проблему, и стараюсь убедить людей, что мне нужно помочь. Это не для меня, это для ребят. А руководители в первую очередь люди, и они готовы оказать помощь. Но им также важно, чтобы эта помощь не распылялась, а имела конкретное направление. Я приглашаю руководителей предприятий к себе в школу и показываю, на что пошла их помощь. Они видят чистые, хорошо оснащенные классы, опрятных, сытых и веселых детей. Они видят новое оборудование, знакомятся с передовыми технологиями по обучению детей, разработанными в нашем коллективе. Они видят результат своей помощи. И я уверена, что в эти минуты они испытывают такие же чувства, как и я: гордость и радость за свой вклад в хорошее дело. И наши контакты продолжаются и в дальнейшем. – Как сочетаются в характере строгого руководителя материнские чувства к своим воспитанникам? Помогают они или мешают работе?   – Конечно, помогают. Я уверена, что и на другой работе трудилась бы с полной отдачей. Но, возможно, реже бросалась бы на амбразуру, если бы речь не шла о детях. В нашей профессии главное – это любить детей. Ненавязчиво корректировать личность ребенка. Нужно завоевать такой авторитет у детей, чтобы он был для них непререкаемым. Я бываю с ними и строгой, и доброй, но они понимают, что это не зависит от капризов моего настроения. Это нужно для них самих. Они всегда чувствуют мою поддержку и защиту. Даже когда мои дети оканчивают школу и уходят во взрослую жизнь, я, если нужно, всегда прихожу к ним на помощь. На День матери я получила много поздравлений от моих бывших воспитанников, и все они называют меня мамой. Это очень трогает, но и накладывает обязанности. И поэтому я живу по принципу: я в ответе за тех, кого приручила. Анатолий ТЕПЛЯШИН. Фото Вадима МЯКШИНА.