В начале восьмидесятых годов мы с фотокором «Гвардейца труда» Виктором Матросовым встретились с новотроицким умельцем Иваном Богатыревым, побывали у него в гостях. Он показал нам изящно сделанную модель самолета ТУ-134.
Надо быть волшебником, чтобы создать такое чудо. Самолет был в длину более метра и воспринимался как настоящий. Иван Тимофеевич нажимает кнопку, и тут же выпускаются шасси, вспыхивает освещение в салоне, фарах, мигалках, ярко высвечивается государственный флаг нашей страны, опускаются и поднимаются аэроны, работает руль поворота. Смотришь на самолет и удивляешься: чтобы создать все это, требуется поистине кропотливая, тонкая, ювелирная работа.
И здесь же, в квартире, рядом с лайнером ТУ-134 – действующая Останкинская телевизионная башня высотой 2,5 метра. Точно такая же, как в Москве, только в уменьшенном виде. Эта работа, как и самолет ТУ-134, вызывала восхищение.
Многие, кто хорошо знал Ивана Тимофеевича Богатырева, говорили о нем:
– Большой выдумщик и фантазер.
Рассказывали: как-то перед Новым годом он смонтировал для своих внучат детскую горку, на которую – только нажми кнопку – тут же выезжал Дед Мороз и произносил новогоднее поздравление.
Иван Тимофеевич был участником Великой Отечественной войны, ветераном ОХМК, двадцать лет работал газовщиком. После выхода на пенсию он не оставил комбинат, стал работать художником-оформителем в фасонно-литейном цехе.
– Вечерами, если у меня выдается свободное время, я люблю мастерить, изобретать, – говорил он.
Иван Тимофеевич умел удивить своих знакомых. Однажды зимой в окрестностях Новотроицка морозную тишину нарушил рокот аэросаней. Это был двухместный вездеход, оснащенный двигателем от мотоцикла «ИЖ», и мчался он по снежным заносам со скоростью шестьдесят километров в час. Смастерил его Иван Тимофеевич.
Как-то весной увидели соседи в его саду-огороде самодельный трактор – совсем небольшой, но работавший безотказно. За рулем был Иван Тимофеевич, совершал круг за кругом, вспахивал участок.
– Сам смастерил?
– Сам.
– Надо же! – удивлялись соседи.
В разговоре с нами он сказал:
– А знаете, с чего все началось? Как-то мальчишкой я задумал сконструировать самоходную четырехколесную тележку. И получилось неплохо. Вот тогда я и уяснил главную истину: не боги горшки обжигают. Мне нравилось мастерить, изобретать, конструировать. Это увлечение для меня как праздник.
Валентин Карга.