Гвардеец труда. Новотроицк

Юрий Берг: «Созданный областью запас прочности – основа для её развития»

Юрий Берг: «Созданный областью запас прочности – основа для её развития»
22 апреля в зале торжеств регионального правительства состоялся Ежегодный доклад губернатора Оренбургской области Юрия Александровича Берга. На церемонии присутствовали представители общественности, главы муниципальных образований, депутаты Законодательного Собрания, руководители предприятий и организаций, областных министерств и  ведомств, региональных структур федеральной власти, руководители средств массовой информации, высших учебных заведений, лидеры местных отделений политических партий, журналисты, социологи и политологи. После доклада губернатор Юрий Берг под аплодисменты зала вручил группе ветеранов Великой Отечественной войны юбилейные медали в честь 70-летия Великой Победы. Уважаемые оренбуржцы! Ежегодный доклад – это традиция, которой в этом году пять лет. Начну его с благодарности оренбуржцам – большим труженикам, чьи знания и труд все планы претворяют в жизнь. Силы для такой работы все мы черпаем из опыта свершений старшего поколения – поколения победителей, представители которого, к счастью, остаются с нами. Они с нами и сегодня в этом зале. Великая Победа дает нам образец мужества, чтобы противостоять трудностям, и пример единства, чтобы сохранить страну независимой и сильной. Создавая платформу успеха, оренбуржцы немало потрудились, в том числе – в рамках Стратегии прорыва. Но впереди еще больше дел. Сегодня время, когда каждый должен брать на себя ответственность, каждый обязан думать, решать, действовать. Время требует реальных дел, прагматизма и конкретики. Напомню, что уже на первом после выборов расширенном заседании правительства области мы обсудили переход «От Стратегии прорыва – к Стратегии качества и эффективности». Это значит, что в современных условиях ставка сделана на качество и максимальное использование наработанных ресурсов – будь то качество госуправления или привлечение инвестиций, расходование бюджета или импортозамещение, прирост населения или евразийский потенциал Оренбуржья. Созданный в предыдущие годы запас прочности позволил области завершить прошлый год в плюсе – индекс промышленного производства вырос на 1,2 процента к 2013 году. Но позитивная динамика не стала для нас поводом почивать на лаврах. Мы взяли курс на обеспечение продовольственной безопасности, импортозамещение, радикальное расширение сотрудничества со странами Евразийского союза, на выход на азиатские рынки, наращивание логистического потенциала Оренбуржья, резкое увеличение экспорта. Для решения насущных задач во всю мощь необходимо включить механизм взаимодействия с федеральными органами власти. Поэтому: Первое. Надо обеспечить участие областных предприятий в программе Фонда развития промышленности. Одна заявка от предприятия «Стерил» по шприцам и три заявки в стадии подготовки – это недопустимо мало! Работу надо поставить на поток. Второе. Федеральная программа проектного финансирования позволяет привлекать кредитные средства по ставке до 11,5 % годовых. И это заманчиво для бизнеса в нынешних условиях! Надо найти свое место в этой программе. Третье. Моногорода. Из 10 моногородов, расположенных в области, в так называемой «красной зоне» сегодня остаются только три. Но это не повод успокаиваться. Инвесторы в Светлом, Новотроицке, Соль-Илецке, Ясном и других моногородах делают свою работу, а правительство должно делать свою. В частности, отработать варианты сотрудничесива с вновь созданным Фондом развития моногородов. Прошу о первых результатах доложить на одном из ближайших заседаний Антикризисной комиссии. Четвертое. Создано федеральное Агентство кредитных гарантий. Мы подписали с ним соглашение. Прошу довести информацию о возможностях Агентства до всех заинтересованных сторон. Пятое направление – поддержка предприятий в формировании портфеля заказов, в реализации планов по импортозамещению и увеличении объемов экспорта. Вот, если коротко, пять новых задач, которые должны расширить наши возможности в развитии региональной экономики. Экономические санкции, снижение курса национальной валюты и падение стоимости нефти нанесли серьезный удар инвестиционной сфере. Это не позволило нам развить инвестиционный успех прошлых лет. В тоже время наши активные действия и областное инвестиционное законодательство, признанное одним из самых лучших в России, позволили не откатиться назад. Еще один «понтон» для инвестиций – индустриальные парки, по которым принят региональный закон. Сегодня на базе ООО «ПВК» создается индустриальный парк «Оренбургский пуховый платок». Кроме производственной площадки, здесь будет учебно-методический центр, центр экспертизы и качества продукции, логистический центр закупок и продаж, а также дизайнерская школа и музей народного промысла пуховязания. Проект показателен еще и тем, что при непосредственной поддержке правительства области он получил гарантию от Агентства кредитных гарантий. Но нередко получатели субсидий закрывают ею свои старые долги, в том числе по налогам. Возникает резонный вопрос – а правильно ли они понимают назначение бюджетных денег? Считаю, что пришло время внедрения в практику нового принципа: «Нет прироста показателей – нет господдержки». Поручаю Министерству экономики разработать систему оценки эффективности использования господдержки. Главная задача в сфере промышленности – формирование диверсифицированной структуры промышленности, способной адаптироваться к изменениям мировой конъюнктуры. В регионе есть предприятия, которые выстраивают свою работу в соответствии с этой целью – это завод бурового оборудования, «Уралэлектро», ПО «Стрела», Орский машзавод, «Оренбургские минералы» и другие. Они – пример для тех, кто еще не сориентировался в новых условиях. В один ряд с другими мерами в повышении эффективности органов власти должна стать результативная работа многофункциональных центров, главная задача которых – убрать чиновника из технологического процесса оформления документов. В тех муниципалитетах, где главы эту задачу восприняли как первоочередную, уже есть результат. Это Илек, Кваркено, например. А там, где озаботились только освоением бюджетных средств, как в Ясненском районе или в Гае, – эффект нулевой. На недавнем Госсовете Президент дал однозначную оценку подобной профанации. На региональном уровне за данное направление спрос будет жесткий. До конца 2015 года необходимо все 34 федеральные и, по возможности, все муниципальные услуги завести в действующие МФЦ. Сегодня особого внимания требует малый бизнес. Ближайшая задача – объявить полноценные каникулы по налогам и проверкам для предпринимателей, зарегистрировавшихся в текущем и следующем году. Уже сегодня на заседании Законодательного Собрания этот закон должен быть принят и в максимально сжатые сроки заработать. Идя навстречу пожеланиям бизнес-сообщества, мы планируем увеличить максимальный срок предоставления микрозаймов – с 1 года до 3 лет в рамках действующей системы микрофинансирования. Малый и средний бизнес необходимо включить и в интеграционные процессы. Общими усилиями оренбуржцев мы продолжаем развивать потенциал Оренбуржья как центра притяжения интеграционных процессов в границах евразийского пространства. В прошлом году официально зарегистрирован товарный знак «Оренбуржье – сердце Евразии». Это символ всех наших евразийских устремлений. Чтобы их реализовать, нам предстоит поднять на принципиально новый уровень качество проведения деловых и культурных мероприятий, чтобы Оренбуржье становилось местом постоянных встреч партнеров по бизнесу и единомышленников по творчеству. Другая фундаментальная отрасль экономики – строительство. Нас много критиковали за избыточные амбиции, заложенные в Стратегии прорыва (которую, к слову, мы практически выполнили). Недостижимой скептики называли задачу по строительству 1 миллиона 300 тысяч квадратных метров жилья к 2015 году. В итоге в 2014-м сдан 1 миллион 152 тысячи квадратов – абсолютный максимум за всю историю Оренбургской области. Теперь о проблемах, которых в отрасли тоже предостаточно. Первое. Сегодня мы имеем распространенную ситуацию, когда строительные организации выполняют госконтракты некачественно. В муниципалитетах нет квалифицированных кадров, способных на должном уровне определить виды работ, подготовить проектную и конкурсную документацию, контролировать качество строительства. Предлагаю Минстрою, Минфину и Минэку проработать вопрос создания единого областного заказчика. Второе. По программе переселения граждан из аварийного жилья возводятся в основном дома до 3-х этажей. Они не подлежат ни экспертизе, ни государственному стройнадзору. Делается это для сокращения сроков строительства. Но в итоге приводит к тому, что мы, а не подрядчик, краснеем перед людьми, когда получаем объекты, как в Медногорске, Кувандыке или Бугуруслане. Областному Минстрою необходимо подготовить предложения по обеспечению надзорности малоэтажек, строящихся в рамках бюджетных контрактов. Третье. Сроки разрешения на строительство. Показатель реального количества процедур и срок их прохождения снижен с 37 процедур за 485 дней в 2013 году – до 25 за 200 дней в 2014 году. Наш ориентир – сокращение количества процедур до 11 единиц за 56 дней – к 2018 году. Сокращать сроки необходимо и далее, законодательно закрепив процесс выдачи разрешений на строительство на уровне муниципальных районов. По инициативе правительства области подготовлен проект Закона Оренбургской области, допускающий предоставление земельных участков без проведения конкурсной процедуры для приоритетных инвестиционных проектов. Он должен быть принят и внедрен в практику в кратчайшие сроки! Сложившиеся экономические условия необходимо рассматривать как уникальный шанс для развития несырьевых отраслей промышленности. Именно с этой точки зрения предлагаю оценивать региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов. Нам предстоит капитально отремонтировать почти 10 тысяч многоэтажек. Это создаст гарантированный спрос на стройматериалы и оборудование на ближайшие 30 лет. Минстрою необходимо сформулировать преимущества новых условий и заложить их в стратегию развития строительной и жилищно-коммунальной отрасли. Нам предстоит поддержать некоторые трудовые коллективы в условиях кризиса. Мы уже это делаем, работая над погашением долгов по зарплате. Долги по зарплате в регионе одни из самых низких в ПФО. В области сохраняется стабильная ситуация на рынке труда. В 2015 году планируется трудоустроить и обучить востребованным на рынке труда профессиям 33 тысячи жителей области. Работать мы умеем, и зарабатывать тоже – Оренбургская область в ПФО занимает 6-е место по объему налоговых и неналоговых доходов и 25 место – в Российской Федерации. Сегодня беспокойство вызывает вопрос – не скажутся ли проблемы в экономике на заработной плате бюджетников? Я гарантирую главное – достигнутый уровень заработной платы ни по одной из категорий снижен не будет! Возвращаясь к теме бюджета, напомню, что с первых дней работы в должности губернатора я сформулировал приоритет в работе с финансами – эффективность бюджетных расходов. Принцип «Одна программа – одна субсидия» необходимо перевести в практическую плоскость. Главным распорядителям средств областного бюджета поручаю подготовить и представить в министерство финансов Оренбургской области свои предложения. Предоставление социальных льгот должно происходить по принципу адресности. Льгота должна приходить тому, кто в ней действительно нуждается. Еще один резерв для повышения эффективности расходов – прямая увязка материального стимулирования руководителей и специалистов бюджетных учреждений к достижению конкретных показателей. Показатели зависят от специфики учреждения, объема и трудности работы, платных услуг – необходимо это учитывать при заключении «эффективных контрактов». Также поручаю правительству области рассмотреть возможность возвращения в практику единой тарифной сетки. И, разумеется, надо просто экономить. Есть только одно неприкасаемое направление в бюджете – социальные обязательства. Чиновникам следует работать в режиме жестких самоограничений. Государственные и муниципальные служащие должны подавать для общества пример скромности и безупречного поведения. Поручаю аппарату губернатора и правительства области внедрить постоянную практику «Антикоррупционные недели» в муниципалитетах, в рамках которых нужно проводить дни бесплатной юридической помощи, прием граждан по вопросам, связанным с коррупцией. Через полгода большинство муниципальных образований области ждет экзамен выборами. Региональным законом глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных комиссией по результатам конкурса. Полагаю, что данная форма, сохранившая принцип выборности, станет наиболее эффективной в современных условиях. Государственная и муниципальная власти будут работать в едином стиле и по единым нормативам. Задаче повышения эффективности работы власти подчинены и мероприятия по объединению муниципальных образований. Главная цель – не сокращение муниципалитетов, а повышение качества их управления. В первую очередь это необходимо сельским территориям. В повышении уровня и качества жизни нуждаются именно они – люди, работающие и живущие на селе. Вопросам создания в Оренбуржье продовольственного щита России мной было уделено особое внимание в прошлогоднем докладе. Их актуальность спустя год выросла во много раз! В то же время не могу сказать, что я удовлетворен тем, как мы решаем эту задачу. На поверку – аграрный сектор живет в прежнем ритме. В прошлом году я ставил задачу по увеличению производства и переработки пшеницы твердых сортов. Призывал искать новые рынки сбыта и расширить площади сева твёрдой пшеницы до полумиллиона гектаров к 2018 году, наряду с увеличением валового сбора. До сих пор не предложено механизмов, способных решить эту задачу. Еще одно поручение, динамика исполнения которого меня не устраивает, – создание МТК – зональных машинно-технологических комплексов, оснащенных сельскохозяйственной техникой для помощи аграриям при проведении сезонных полевых работ. Мною проведены переговоры с Ростсельмашем и белорусским Гомсельмашем, есть договоренности о поставках до ста единиц техники. Уже определены две базовые площадки, на которых могут быть размещены МТК. Требую активизировать данное направление работы. Недоумение вызывает судьба проекта «Агроликбез». Он получил хорошую оценку участников, но фактически остановлен. Не буду сейчас давать оценки деятельности, а точнее бездеятельности, ответственных лиц, но сразу после завершения посевной «Агроликбез» должен быть продолжен. Несмотря на все трудности, реализация крупных инвестиционных проектов в сельском хозяйстве продолжается. Да, они идут непросто. Иногда сроки запуска переносятся. Случается, что предприятие испытывает трудности с поставками сырья. Кому-то трудно пробиться на прилавки с продукцией. Но все эти болезни роста преодолимы, если есть желание двигаться дальше. В свою очередь правительство области в полной мере выполняет обязательства перед аграриями. Объем государственной поддержки села в 2014 году составил 4,2 миллиарда рублей. В текущем году она запланирована в размере – 4,6 миллиарда, и по возможности мы будем ее наращивать. Теперь о теме, которая находится на стыке компетенций Министерства экономики и Минсельхоза – цены на продукты питания. В Оренбургской области (и это статистика!) цены на основные продукты питания одни из самых низких в стране. Мы 13-е по дешевизне минимального набора продуктов питания. Но кого это успокаивает, если в магазинах все равно все дорожает? Дополнительным рычагом влияния на потребительскую среду должно стать развитие многоформатной инфраструктуры торговли. Что имеется ввиду? Сегодня только малые форматы торговли способны обеспечить индивидуальный подход к покупателям, работу с узким ассортиментом товаров. Торговля «с колес» популярна и востребована во всем мире и является важным, а главное – вполне успешным сегментом бизнеса. Перед Министерством экономики и Минсельхозом уже поставлена задача дать предложения по данному вопросу в самые сжатые сроки. Наверное, впервые за всю историю Ежегодных докладов, я не стану раскладывать по полочкам задачи в каждой из отраслей социальной сферы. Назову только ключевые позиции по каждому направлению и перечислю новые проекты. Если говорить об образовании, то к 2018 году должен быть завершен ремонт во всех школах области, а к 2017-му – ликвидирована нехватка мест в детских садах для всех без исключения возрастов. Кроме того, в течение этого года мы намерены войти в программу субсидирования строительства и ремонта спортивных залов при сельских школах. Надо знать свою, родную историю. Полагаю, не будет возражений, если мы инициируем региональный образовательный проект с рабочим названием – «Уроки прошлого». Он факультативно дополнит часы истории, предусмотренные школьной программой. Это поручение Министерству образования – проработать и дать предложения. Целью работы системы здравоохранения было и остается сбережение здоровья человека и, как следствие, рост рождаемости и продолжительности жизни. Три года динамика по обоим показателям положительная. 2015 год объявлен Президентом России Национальным годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Это самая распространенная причина смертности в мире. В области наметилась тенденция снижения этого показателя – на 6,4 процента, однако успокаиваться рано. Стартовавший проект «Оренбуржцам – здоровое сердце!» направлен не только на совершенствование лечения, но в большей мере – на профилактику развития сердечных болезней. Сегодня разработан детальный план мероприятий по снижению смертности от восьми основных причин. Подтверждаю, что продолжится строительство онкодиспансера в Орске, гемодиализного центра в Бузулуке и регионального перинатального центра в Оренбурге. На повестке дня остается строительство областной детской больницы. Проект пока не получил федерального финансирования, но мы продолжим работу по его защите. В проработке еще один уникальный медицинский проект. На базе бывшего санатория «Дубовая роща» планируется создание круглогодичного реабилитационного центра для детей-инвалидов с такими сложными диагнозами, как ДЦП, синдром Дауна и другие. В области более 8 тысяч ребят с серьезными диагнозами, и ежегодно возможность поправить здоровье в Центре смогут почти 2 тысячи человек. Кадры – краеугольный воп-рос медицины. Хорошо, что последние пару лет гораздо больше «целевиков» из Мед-академии возвращаются в муниципальные больницы – с 14 процентов этот показатель вырос до 77 процентов. Но это лишь начало пути. Задача – добиться 100-процентного возврата. Без врача больница уже не лечебное учреждение! В сфере культуры общими усилиями в области в Год культуры было отремонтировано, реконструировано и вновь построено свыше 200 объектов. В текущем году продолжится создание Центра культурного развития малых городов в Соль-Илецке, завершение реконструкции театра в Бугуруслане, обновление музея под открытым небом «Салют, Победа!» и многое другое. В этом году мы отпразднуем юбилеи наших выдающихся земляков – 250-летие со дня рождения Николая Карамзина и 225-летие Сергея Аксакова. Продолжением дела великих писателей может стать начало нового общественного движения «Оренбуржье – самый читающий регион России». В Год литературы, объявленный Президентом, можно дать старт этому гуманитарному проекту. Современные технологии могут сделать общедоступным классическое музыкальное искусство. Успешный проект «Виртуальный зал» необходимо расширить до сельских районов и малых городов. Он позволит сформировать на базе домов культуры, библиотек настоящие общества любителей классической и народной музыки. На стыке с культурой, которая отвечает за нравственное здоровье нации, работает Министерство спорта и туризма, перед которым сегодня стоят, по сути, олимпийские задачи. Одна из них – обеспечить достижение 30-процентного охвата населения занятиями физкультурой и спортом уже в 2015 году. Необходимо завершить строительство физкультурно-оздоровительных комплексов с ледовой ареной в Бузулуке и Новотроицке, продолжить реализацию программы «Народная физкультура» по строительству малобюджетных площадок. В ближайшие два года предстоит построить не менее 20 новых комплексных площадок, которые за счет своей доступности станут первым шагом на пути оренбуржцев к успешной сдаче комплекса ГТО. Дворец водных видов спорта должен был стать первым практическим опытом строительства социальных объектов по концессионному соглашению. Инвестор и правительство области сделали все возможное, чтобы оно состоялось. Но объективные экономические трудности и, в первую очередь, возросшие ставки по кредитам, заставили нас принять обоюдное решение отложить строительство. При первой возможности мы к нему вернемся. У другого проекта – Кувандыкской горнолыжной базы «Долина», напротив, открываются новые перспективы. Проделана большая работа по приведению юридических документов в порядок. И еще одна инициатива Минспорта, которую я бы хотел поддержать. Необходимо совместно с Минкультом и Мин-обром разработать концепцию экскурсионных, культурно-познавательных программ, которые станут частью учебного процесса. По ним должны быть организованы туристические поездки по родному краю для школьников. Мы возродили шефскую помощь участникам войны, когда за ветеранами ухаживают школьники и волонтеры, помогают по дому. Эта работа не должна закончиться 9 мая. Дорогие ветераны! Уважаемые оренбуржцы! Наша встреча проходит в преддверии Дня Победы. Через две недели небо над страной загорится мирными салютами в честь победителей. Пользуясь случаем, я бы хотел сказать спасибо всем, кто помнит и чтит героев. И, конечно, самый низкий поклон участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла. Ежегодный доклад губернатора Оренбургской области публикуется в сокращении.