Гвардеец труда. Новотроицк

Сад камней

Сад камней
Человек стремится к познанию мира, хочет узнать все его тайны. Ему нравится решать задачи, разгадывать ребусы. Его привлекают «белые пятна» Земли и «чёрные дыры» Вселенной. Но в то же время человеку стало бы скучно, если бы все тайны в мире были разгаданы. Познания умножают скорбь не только потому, что открывают горькую правду о жизни, но и потому, что лишают ее аромата тайны. «От этого Терека у поэтов истерика», – писал когда-то Владимир Маяковский о горной кавказкой реке. Вот и знаменитый «Сад камней» описан столь многократно, что становится неловко, когда прикасаешься к общеизвестной теме, тем более, если сам этого чуда света никогда не видел. Но бывает и так, что не ты выбираешь тему для раздумий, а тема выбирает тебя. И далёкие ассоциации приходят в голову по поводу столь отдаленному и от Японии, и от философии дзэн, что только диву даешься: как одно вяжется с другим. «Сад камней» находится в Японии, в городе Киото. Расположен во внутреннем дворике храма Рёандзи. Создан мастером чайной церемонии, придворным художником и каллиграфом, мудрым и изобретательным дзэн-буддийским монахом и учителем дзэнской философии Соами. Сад расположен под открытым небом, на небольшой прямоугольной площадке (24 х 9 м), примыкающей к веранде настоятеля монастыря и огорожен с трёх сторон глинобитной стеной с двускатной черепичной крышей. Сад входит в группу так называемых «сухих» садов и интересен тем, что состоит из пятнадцати чёрных необработанных и разных по величине камней, разбросанных по белому песку. По своему замыслу «Сад камней» относится к проявлениям понятия «югэн» – «прелесть недосказанного». В чём заключается главная загадка сада? Вот что о ней пишет журналист В.Цветов в книге «Пятнадцатый камень сада Рёандзи»: «Я сказал «пятнадцать камней», потому что столько указано в путеводителе. На самом деле замечаешь только четырнадцать. Пятнадцатого камня перед глазами нет. Его загораживают соседние. Делаешь шаг по деревянной галерее, протянувшейся вдоль края песчаного прямоугольника – и снова четырнадцать камней. Пятнадцатый – тот, что до сих пор прятался, теперь оказался в их числе, а исчез другой камень. Еще шаг по галерее, и гениально спланированный хаос предстаёт опять в иной композиции, состоящей из всё тех же пятнадцати камней, из которых один – невидим». «Сад камней» – зримое воплощение эстетики дзэн, буддийского вероучения, которое на протяжении столетий определяет многие особенности японской культуры. Японское слово «дзэн» восходит к санскритскому «дхьяна», что означает «молчаливое созерцание», «сосредоточение» – в практике этого вероучения очищение и просветление достигается путём длительного погружения в безмолвную медитацию. Углубленное созерцание красоты природы в учении «дзэн» помогает достичь сатори – состояния «пробуждения», мгновенного интуитивного осознания своей органической связи с окружающим миром. Творчество, согласно дзэн, в равной степени означает как создание красоты, так и умение ее увидеть. Восприятие индивидуально, и, значит, любое суждение о предмете – иллюзорно и даже сам художник не может выразить себя в искусстве адекватно. Чем меньше сказано в произведении, тем больше простора остается воображению зрителя или слушателя. Недосказанность, намек, незавершенность – на этом основано всё дзэнское искусство. Но главное в нём – наличие тайны, того самого пятнадцатого камня «Сада камней», который всегда присутствует, но которого никогда не видно. То же самое происходит и с душой человека: в ней всегда есть невидимый уголок, сокрытий и от самого хозяина этой души, есть тайна. И как бы ни был прост человек, его никогда нельзя разгадать до конца. Душа без тайны превращается в мёртвое поле. Если в душе нет тайны, значит, и человека нет, а есть только бездушный организм, примитивное создание, наделенное ограниченным сознанием и ограниченной речью. Естественно, что тайна души человеческой имеет мистическое значение, а не подразумевает сокрытие от чужих глаз неблаговидных поступков, мыслей и чувств. Впрочем, сегодня даже эти тайны многие люди не хранят в себе, выплёскивая наружу все нечистоты своей натуры. Романтики хорошо понимали значение тайны в человеке. Их герои всегда были окутаны флёром таинственности. На их лицах часто была маска, их души были глубоки, как бездны. Под маской благородного разбойника скрывался сын графа, в цыганской кибитке путешествовал по свету настоящий, а не цыганский, барон. Но когда маски снимались, и тайна исчезала, становилось скучно и буднично, и поэтому настоящие романтические герои всегда уходили неразгаданными. Их тайна оставалась с ними даже тогда, когда они исповедовались перед уходом. Казалось бы, они открывали всю душу, но тот, пятнадцатый камень сада Рёандзи, так и оставался сокрытым от постороннего взора. В саду Рёандзи роль пятнадцатого камня исполняют несколько дальних камней, исчезая из поля зрения по мере перемещения зрителя. Тайна души человека – это тот пятнадцатый камень, который никогда не виден взору. Его как будто и нет, но в то же время он является главным, потому что вокруг него скомпонована вся композиция. Как он называется – совесть, Бог, любовь, надежда? Есть ли ему вообще определение? Он влияет на дела, мысли и чувства человека, на всё, что можно увидеть, осознать, почувствовать, но сам он невидим, не осознан и не прочувствован. Никто из людей не может ответить на вопросы: кто я и что я, зачем живу на белом свете? Так просто заглянуть в свою душу, осветить ее потаенные уголки, но нет – главная тайна всё равно остается сокрытой. Не разгадать ее – ничего не понять ни в жизни, ни в себе, но разгадка ее – равносильна гибели души. Так гибнет воплощенная мечта, разъятая на части красота. Ведь если тайна явной стала, она быть тайной перестала.