Гвардеец труда. Новотроицк

Сад камней

Сад камней
Человек стремится к познанию мира, хочет узнать все его тайны. Ему нравится решать задачи, разгадывать ребусы. Его привлекают «белые пятна» Земли и «чёрные дыры» Вселенной. Но в то же время человеку стало бы скучно, если бы все тайны в мире были разгаданы. Познания умножают скорбь не только потому, что открывают горькую правду о жизни, но и потому, что лишают ее аромата тайны. «От этого Терека у поэтов истерика», – писал когда-то Владимир Маяковский о горной кавказкой реке. Вот и знаменитый «Сад камней» описан столь многократно, что становится неловко, когда прикасаешься к общеизвестной теме, тем более, если сам этого чуда света никогда не видел. Но бывает и так, что не ты выбираешь тему для раздумий, а тема выбирает тебя. И далёкие ассоциации приходят в голову по поводу столь отдаленному и от Японии, и от философии дзэн, что только диву даешься: как одно вяжется с другим. «Сад камней» находится в Японии, в городе Киото. Расположен во внутреннем дворике храма Рёандзи. Создан мастером чайной церемонии, придворным художником и каллиграфом, мудрым и изобретательным дзэн-буддийским монахом и учителем дзэнской философии Соами. Сад расположен под открытым небом, на небольшой прямоугольной площадке (24 х 9 м), примыкающей к веранде настоятеля монастыря и огорожен с трёх сторон глинобитной стеной с двускатной черепичной крышей. Сад входит в группу так называемых «сухих» садов и интересен тем, что состоит из пятнадцати чёрных необработанных и разных по величине камней, разбросанных по белому песку. По своему замыслу «Сад камней» относится к проявлениям понятия «югэн» – «прелесть недосказанного». В чём заключается главная загадка сада? Вот что о ней пишет журналист В.Цветов в книге «Пятнадцатый камень сада Рёандзи»: «Я сказал «пятнадцать камней», потому что столько указано в путеводителе. На самом деле замечаешь только четырнадцать. Пятнадцатого камня перед глазами нет. Его загораживают соседние. Делаешь шаг по деревянной галерее, протянувшейся вдоль края песчаного прямоугольника – и снова четырнадцать камней. Пятнадцатый – тот, что до сих пор прятался, теперь оказался в их числе, а исчез другой камень. Еще шаг по галерее, и гениально спланированный хаос предстаёт опять в иной композиции, состоящей из всё тех же пятнадцати камней, из которых один – невидим». «Сад камней» – зримое воплощение эстетики дзэн, буддийского вероучения, которое на протяжении столетий определяет многие особенности японской культуры. Японское слово «дзэн» восходит к санскритскому «дхьяна», что означает «молчаливое созерцание», «сосредоточение» – в практике этого вероучения очищение и просветление достигается путём длительного погружения в безмолвную медитацию. Углубленное созерцание красоты природы в учении «дзэн» помогает достичь сатори – состояния «пробуждения», мгновенного интуитивного осознания своей органической связи с окружающим миром. Творчество, согласно дзэн, в равной степени означает как создание красоты, так и умение ее увидеть. Восприятие индивидуально, и, значит, любое суждение о предмете – иллюзорно и даже сам художник не может выразить себя в искусстве адекватно. Чем меньше сказано в произведении, тем больше простора остается воображению зрителя или слушателя. Недосказанность, намек, незавершенность – на этом основано всё дзэнское искусство. Но главное в нём – наличие тайны, того самого пятнадцатого камня «Сада камней», который всегда присутствует, но которого никогда не видно. То же самое происходит и с душой человека: в ней всегда есть невидимый уголок, сокрытий и от самого хозяина этой души, есть тайна. И как бы ни был прост человек, его никогда нельзя разгадать до конца. Душа без тайны превращается в мёртвое поле. Если в душе нет тайны, значит, и человека нет, а есть только бездушный организм, примитивное создание, наделенное ограниченным сознанием и ограниченной речью. Естественно, что тайна души человеческой имеет мистическое значение, а не подразумевает сокрытие от чужих глаз неблаговидных поступков, мыслей и чувств. Впрочем, сегодня даже эти тайны многие люди не хранят в себе, выплёскивая наружу все нечистоты своей натуры. Романтики хорошо понимали значение тайны в человеке. Их герои всегда были окутаны флёром таинственности. На их лицах часто была маска, их души были глубоки, как бездны. Под маской благородного разбойника скрывался сын графа, в цыганской кибитке путешествовал по свету настоящий, а не цыганский, барон. Но когда маски снимались, и тайна исчезала, становилось скучно и буднично, и поэтому настоящие романтические герои всегда уходили неразгаданными. Их тайна оставалась с ними даже тогда, когда они исповедовались перед уходом. Казалось бы, они открывали всю душу, но тот, пятнадцатый камень сада Рёандзи, так и оставался сокрытым от постороннего взора. В саду Рёандзи роль пятнадцатого камня исполняют несколько дальних камней, исчезая из поля зрения по мере перемещения зрителя. Тайна души человека – это тот пятнадцатый камень, который никогда не виден взору. Его как будто и нет, но в то же время он является главным, потому что вокруг него скомпонована вся композиция. Как он называется – совесть, Бог, любовь, надежда? Есть ли ему вообще определение? Он влияет на дела, мысли и чувства человека, на всё, что можно увидеть, осознать, почувствовать, но сам он невидим, не осознан и не прочувствован. Никто из людей не может ответить на вопросы: кто я и что я, зачем живу на белом свете? Так просто заглянуть в свою душу, осветить ее потаенные уголки, но нет – главная тайна всё равно остается сокрытой. Не разгадать ее – ничего не понять ни в жизни, ни в себе, но разгадка ее – равносильна гибели души. Так гибнет воплощенная мечта, разъятая на части красота. Ведь если тайна явной стала, она быть тайной перестала.  
Этот сайт использует сбор метрических персональных данных. Находясь на сайте, вы соглашаетесь с обработкой персональных метрических данных.