Гвардеец труда. Новотроицк

К 70-летию Новотроицка

  • 02-06-2015 15:06
К 70-летию Новотроицка
От ручных коммутаторов – до автоматических станций Телефонная связь потребовалась Орско-Халиловскому металлургическому комбинату уже в самом начале его строительства. В сентябре 1941 года в электроцехе был смонтирован первый коммутатор на двадцать номеров. Он был предназначен для связи конторы комбината с мастерскими. А через пять лет на ОХМК были уже установлены два коммутатора на сто номеров каждый. Среди первых телефонисток комбината была Вера Николаевна Хохлова. В службе связи ОХМК она стала работать еще в годы Великой Отечественной войны. Много лет спустя, когда она уже была на заслуженном отдыхе, я встретился с ней и попросил рассказать о том, что представляла собой первая ручная телефонная станция на комбинате и где она располагалась, кто ее обслуживал. – Коммутатор находился в бараке, – вспоминала она. – А стоял тот барак там, где была низина по улице Садовой возле первой школы. Вот в этой низине находилась контора комбината, а рядом – наш барак. Сюда, на коммутатор, я пришла в 1944 году, а было мне тогда семнадцать лет. В дальнейшем установили два коммутатора по 100 номеров каждый, и теперь связь стала более оперативной. Мы работали в четыре смены. Телефонная связь поддерживалась с Новокиевским рудником, с первыми цехами комбината – механическим и шамотным. Помещение, где мы работали, было небольшое. Если мне не изменяет память, его площадь не превышала восемнадцати квадратных метров. Моими напарницами были телефонистки Матрена Архиповна Москаленко и Валентина Ильинична Евдокимова. Особенность работы была в том, что все приходилось делать вручную, а звонили в основном руководители комбината, просили соединить срочно, и тут нужны были не только навыки, ловкость, быстрота, но и постоянная самодисциплина. – В дальнейшем, – продолжала Вера Николаевна, – на комбинате была смонтирована заводская телефонная станция, которая размещалась там, где сейчас находится газовый цех, недалеко от первой домны. Мы расстались со своим бараком на улице Садовой и переехали туда, на комбинат. Но и на той, новой станции работать пока приходилось вручную. Среди тех, кто обслуживал эту станцию, были телефонистки Екатерина Шибаева, Мария Пинашина, Елизавета Королева и Валентина Новикова. Это были виртуозы, профессионалы высокого класса. В 1951 году служба связи на комбинате была реорганизована. Пойти на такой шаг заставила сама жизнь. На ОХМК был создан цех связи. Первым его руководителем стал Владимир Дмитриевич Мороз. С этого памятного 1951 года и начинало свою историю подразделение связи, преобразованное в дальнейшем в цех технологической диспетчеризации. Строился комбинат, вводились в строй новые домны, мартены, прокатные станы, и сама производственная обстановка заставляла развивать и совершенствовать службу связи на основе технического прогресса. На базе коммутаторов создавалась диспетчерская оперативная связь. Первая автоматическая телефонная станция на 1000 номеров была построена и введена в работу в 1957 году. В подготовке ее к пуску, в освоении участвовали специалисты Амир Сайдашев и Анатолий Антосевич. С вводом этой АТС комбинат значительно расширил связь абонентов, улучшил качество обслуживания. Вторая АТС на комбинате была введена, как и первая, на 1000 номеров. Третья автоматическая станция была пущена в 1977 году. Теперь эти три АТС имели уже 3000 номеров. Но комбинат строился, и вскоре встал вопрос о дальнейшем развитии цеха технологической диспетчеризации. В 1986 году на ОХМК были ликвидированы декадно-шаговые станции АТС-47 и АТС-49, и сдана в эксплуатацию новая автоматическая телефонная станция типа координатной системы на 4000 номеров. Этот новый блок позволил организовать не только внутризаводские автоматические соединения, но и дал возможность создать междугородную связь. В 1993 году на участке промышленной связи была смонтирована телефонная станция типа МД-110, которая работала с любыми типами АТС. В 1996 году был разработан план реконструкции всей связи комбината, предусматривалась замена существовавших станций на электронные телефонные станции с расширением до 6000 номеров. Начиная с 50-х годов, на комбинате использовались первые радиостанции, с помощью которых поддерживалась связь с Новокиевским и Аккермановским рудниками, на железнодорожном транспорте. А в дальнейшем в цехах ОХМК появились телевизионные установки, которые позволяли показывать на экране обзор при минимальном освещении. В конце 90-х годов комбинат располагал многими средствами связи: телефаксом, междугородной АТС, радиотелефонной системой на 200 абонентов для руководящих работников комбината, радиопоисковой системой на 130 абонентов. В 1998 году комбинат подключился к международной компьютерной сети Интернет. Как рождается чудо Однажды я побывал в гостях у Альберта Сергеевича Шикунова. Первое, что бросилось в глаза в его квартире, многое было здесь не так, как у других. Создавалось впечатление, как будто я попал в мир сказочного лесного царства. Со стены смотрел философ Диоген с курчавой густой черной бородой. Здесь же внимание привлекал знакомый профиль Мефистофеля. Легендарный персонаж «Фауста» создан был профессионально, с выдумкой. Не верилось даже, что перед нами – обычные корни дерева. Мастер применил инструмент только в центральной части композиции – там, где должны быть глаза, нос с горбинкой и строгий подбородок. Квартира Шикуновых была похожа на домашний музей. Интересно было узнать, с чего начиналось это увлечение – поиск редких лесных находок. Ведь Альберт Сергеевич по своей профессии был инженером, руководил заводской лабораторией погрузо-разгрузочных работ на ОХМК. И, как сам он говорил о себе, никогда не мечтал быть художником. – Как-то с группой туристов я отправился в поход на Тургояк. Иду по лесной тропе. И вижу: под ногами у меня небольшая высохшая коряжина. Поразило то, что эта коряжина как бы огрызается хищной пастью и норовит вырваться, ударяя длинным хвостом. Вот я и подумал: если отшелушить старую кору да убрать с коряжины лишнее, то, наверное, получится хищная рыба, которая с разгону бросается на свою добычу. С этой лесной находкой я и заявился домой из похода. Альберт Сергеевич вернул рыбу на стеллаж, а потом подошел к стене, где занимала свое место скульптура, вырезанная из могучих корней дерева. Перед нами – первобытный человек, мускулистое тело которого прикрыто теплой звериной шкурой. Человек замахивается дубиной, яростно бросаясь в бой. Возможно, наш далекий предок принимает участие в охоте на гигантского мамонта. – Эта работа полностью сделана с помощью резца, – сказал он. – Но однажды я задумался: а всегда ли надо вот так, бесцеремонно вмешиваться в композицию, которую сотворила лесная стихия? И Альберт Сергеевич пригласил посмотреть одну из лучших своих работ. … Ввысь взметнулись беспощадные огненные вихри. В бушующем пламени – людское смятение. Величайшая трагедия обрушилась на женщин-матерей. С ненавистью и ужасом протянуты вверх руки: обреченные на гибель женщины шлют проклятие тем, кто сбросил на город атомную бомбу. «Пламя Хиросимы» – так названа эта композиция, созданная из корней ольхи. У Альберта Сергеевича – зоркость художника. Где-то на речной песчаной круче он почти час отпиливал сухой, прокаленный до звона солнечными лучами корень поваленного дерева. Что получится из этой заготовки, он не знал. Не однажды ставил на стол эту лесную диковину, и каждый раз его взгляд останавливался на плавных изгибах корней. Так пришел замысел: передать весеннее настроение, когда пробуждается природа и под шум говорливого ручья и хор птичьих голосов человек мечтает о счастье. Самые неожиданные образы находил он, фантазируя при осмотре крепких, как оленьи рога, корней ольхи, вяза, ивы, березы. Корни он подбирал не только гладкие, вымытые дождями и временем, но и узловатые, с наростами и наплывами. Умело использовал естественные краски. Например, из трутовика создан сатирический образ Бабарихи – персонажа известной пушкинской сказки «О царе Салтане». О том, где и когда он разыскал тот или иной корень редкой структуры, можно рассказывать особо. Тут много удивительных историй. В домашнем музее были собраны образцы, найденные на берегу Урала, на горных склонах Губерли, а также в Курманаевском районе и в лесах Башкирии. Так создавались эти удивительные работы… Лебедь с красивой, причудливо изогнутой шеей и приподнятым крылом, угрюмый Карабас-Барабас, Шут, Леший, Русалка. А вот в сверкающем шлеме предстал перед нами Ярослав Мудрый. Рядом – отважная Жанна д,Арк. Не однажды он показывал свои работы на городских выставках. Альберт Сергеевич родом из села Ивановка Курманаевского района. В детские и юношеские годы он учился в Новотроицке, потом окончил Азово-Черноморский институт механизации, стал работать на ОХМК. Было время, когда он увлекался обработкой яшмы. Шлифовал камень, делал полировку. Видимо, это увлечение пришло к нему после того, как очаровали его «Уральские сказы» Бажова. Еще с той поры хранились у него созданные им работы «Каменный цветок», «Море в тумане», «Закат в степи», «Девятый вал». Зеркально отполированным образцам яшмы был отведен в домашнем музее большой стеллаж, возвышающийся чуть ли не до потолка. Когда мы расставались, Альберт Сергеевич подал на прощание руку – крепкую, сильную. Такие руки бывают только у настоящих мастеров. Материалы подготовил Валентин КАРГА.