В 1998 году из Екатеринбурга в Новотроицк была доставлена многотонная клеть ДУО, изготовленная по заказу ОХМК на Уральском машиностроительном заводе. Смонтировать ее предстояло в листопрокатном цехе – на стане «2800». Старая черновая клеть, которая служила новотроицким прокатчикам верой и правдой тридцать пять лет – с пуска стана, выработала свой ресурс, и вот пришла пора заменить ее. Прежде чем демонтировать старую клеть и начать монтаж новой, на площадке стана «2800» была выполнена огромная подготовительная работа.
Тогда же, в июне 1998 года, из Екатеринбурга приехал в Новотроицк главный конструктор проекта новой клети ДУО уралмашевец Юрий Петрович Чистяков. В ходе монтажа могли возникнуть проектные неувязки, и чтобы решать их на месте, без промедлений, необходима помощь главного конструктора.
– Я считаю, что новая клеть хорошо спроектирована и надежно изготовлена, – сказал он. – Если старая клеть вела прокатку давлением на валки до 2500 тонн, то новая клеть будет более мощной – с усилием прокатки до 3500 тонн. Когда мы проектировали ее, а затем изготавливали, к нам неоднократно приезжали на Уралмаш представители ОХМК, мы работали с ними в тесном контакте. Новая клеть будет производить прокатку металла в полуавтоматическом режиме. Изготовленная клеть была предварительно собрана на Уралмаше, а позже, когда ее доставили в Новотроицк, она прошла контрольную сборку уже здесь, в листопрокатном цехе. Это, безусловно, поможет избежать просчетов, ошибок при ее монтаже на стане.
На замену клети было отведено 16 суток. График был напряженный. Капитально-восстановительные работы комбинат выполнял собственными силами. Демонтаж старой клети был проведен всего за трое суток. И тут же, на площадке, с помощью мостового крана начали устанавливать укрупненно собранные станины новой клети весом 125 тонн каждая. Монтаж шел без задержек, по графику. С первых дней хороший темп взяли бригады цеха ремонта прокатных станов, цеха ремонта кранового оборудования, ремонтно-строительного цеха №2.
Четко взаимодействовали все службы комбината – механики, электрики, строители. На монтажной площадке была создана атмосфера повышенной ответственности.
Мастер ремонтно-строительного цеха №1 Андрей Дмитриевич Степанюк рассказывал:
– Нашим бригадам было дано задание – убрать часть старого фундамента на глубину от 300 миллиметров до полуметра и снимать этот слой надо было с помощью отбойных молотков. Бетон оказался крепким, твердым, долбить его было трудно. На эту работу нам давали четверо суток, а мы сделали ее за трое. Хорошо работали в эти дни бригады плотников-бетонщиков Петра Жаркова, Виктора Новичкова, Виталия Королева, Виктора Скороходова. Сейчас станины новой клети стоят на подкладках. Мы должны сделать здесь подливку фундамента, предварительно придется монтировать опалубку.
– За эти шестнадцать суток на всех участках комплекса работа была выполнена в срок, – сказал главный механик листопрокатного цеха Валентин Иванович Скрипченко. – Монтаж клети ДУО был проведен за десять суток. Своевременно были начаты пусконаладочные работы, опробование оборудования.
После ввода в действие новая клеть ДУО в установленные сроки вышла на проектную мощность.
Это был первый этап крупномасштабной реконструкции листопрокатного цеха.
В 1999 году германская фирма «Маннесманн Демаг» по заказу ОХМК изготовила для стана «2800» чистовую клеть «КВАРТО» и листоправильную машину. Всего было поставлено в Новотроицк из Германии несколько тысяч тонн оборудования. Готовясь к его приему, разгрузке и размещению, в пролете цеха модернизировали два мостовых крана, увеличив их грузоподъемность до 135 тонн, изготовили для них специальную траверсу. С их помощью была выполнена разгрузка крупногабаритных частей оборудования. Так, обе станины клети «КВАРТО» имели вес по 250 тонн каждая.
В листопрокатном цехе был создан штаб реконструкции, в котором работал инженер по оборудованию Александр Юрьевич Майоров.
– Прежде чем приступить к замене клети «КВАРТО», от нас потребуется большая подготовка, которую невозможно будет выполнить в короткий промежуток времени, – сказал он. – Часть оборудования, в первую очередь тяжеловесного, поступившего из Германии, мы разместили до его монтажа непосредственно на площадке нашего цеха. Это добавит нам трудностей, но иного выхода у нас нет, это оптимальный и самый приемлемый вариант. Программой предусмотрено строительство кабельной эстакады, удлинение машинного зала на 48 метров, строительство помещения маслосистемы листоправильной машины и трех маслоподвалов, а также помещения насосной для охлаждения валов клети «КВАРТО».
– Наверное, эта программа рассчитана не на один год?
– Выполнение ее потребует немало времени, несколько лет. В программу входит и такая работа, как удлинение перевалочного приямка, подготовка к сдаче насосной для автоматического пожаротушения. Кроме того, предусмотрено установить вальцетокарный станок немецкой фирмы «Геркулес». Этот станок позволит более производительно и качественно шлифовать опорные валы. В ходе реконструкции стана будет смонтирована установка для распрессовки подушек рабочих и опорных валков той же фирмы «Геркулес». Чтобы при замене клети «КВАРТО» и при монтаже листоправильной машины не возникли сбои, многое предстоит выполнять заблаговременно, в подготовительный период, в условиях действующего производства.
В этой большой и сложной работе были задействованы все службы комбината. Чтобы выполнить программу реконструкции стана «2800», понадобилось более десяти лет. В листопрокатном цехе старая клеть «КВАРТО» была демонтирована и был проведен монтаж новой чистовой клети. Прокатчики успешно освоили в работе новую клеть. И вот уже на протяжении ряда лет на обновленной клети «КВАРТО» идет прокатка новотроицкой листовой стали высокопрочных марок, отвечающих современным требованиям.
Валентин КАРГА.