Вопрос оплаты труда всегда был сложным. Разные организации имеют отличные методики ее расчета, непременными остаются требования – не выходить за рамки федеральных законов, выше оценивать более эффективный труд. В последнее время вопросы эффективности и качества труда выступают на первое место. Об этом наша беседа с начальником городского управления образования Ольгой НЕДОРЕЗОВОЙ.
-- Ольга Павловна, почему вдруг возник вопрос эффективности и качества труда педагогов?
-- Он возник не сегодня и не вчера, а гораздо раньше, после подписания Президентом РФ Указа №597 от 7 мая 2013 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», где говорилось об эффективном контракте как условии повышения качества работы каждого. В декабре прошлого года, когда в коллективах дошкольных учреждений возникла сложная ситуация, связанная с оплатой труда, этот вопрос встал особенно остро. И управление образования, как вы помните, обещало разработать и предложить для обсуждения новую систему оплаты труда, которая бы отвечала предъявляемым требованиям. В апреле 2015 года новое примерное Положение об оплате труда работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений города было утверждено. В основу его был положен Указ Президента о внедрении системы эффективного контракта.
-- Несколько слов о том, что это такое – эффективный контракт.
-- Под эффективным контрактом понимается трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его трудовые обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых услуг, а также меры социальной поддержки.
Но чтобы увидеть, как работает каждый сотрудник, чтобы заработную плату отдать именно как заработанную, а не «по лекалу», нужно было разработать четкие критерии оценки труда. Поэтому мы предложили фонд оплаты труда (а он не будет меняться) поделить на две части. Первая включает в себя оклады, обязательные компенсационные выплаты. Вторая часть – стимулирующая. Каждому руководителю было предложено на базе нового Положения разработать свое, внутреннее положение об оплате труда, учитывающие особенности, финансовые возможности каждого конкретного учреждения, согласовать их с профсоюзной организацией и принять на общем собрании коллектива.
-- В декабре речь шла об этом же?
-- Да. Сами заведующие, воспитатели говорили, что в одинаковых условиях работники достигают разных результатов, а получают одинаково. Например, посещаемость в одной группе 25 человек, так как здесь работа направлена на оздоровление детей, воспитатель убеждает родителей в необходимости посещения детского сада, где ребенок овладевает начальными знаниями и навыками в образовательном процессе. А у другого в группе 15 человек. Один участвует в конкурсах, массовых мероприятиях, другой – нет. Выходит, один работает с большим напряжением, другой нет. А получают они одинаково. Чтобы избежать уравниловки, и вводится система эффективного контракта. Он становится для кого-то рычагом поощрения, а для кого-то и наказания.
-- Что станет единицей оценки работы воспитателей, руководителей?
-- Балл. Будет вводиться балльная система, которая как раз отразит вклад каждого в общее дело. Это влечет за собой определенные издержки, вызванные необходимостью регулярного оценивания достижения показателей качества, результативности и эффективности работы каждого работника.
Конечно, принятое Положение несовершенно, поэтому мы принимали и принимаем от заведующих (а они практики с большим опытом работы) предложения, замечания. У нас еще есть два месяца, чтобы положение доработать.
-- А размер оклада по новому положению изменится или нет?
-- Нет, он останется прежним. Кстати, в Новотроицке оклады воспитателей дошкольных образовательных учреждений – одни из самых высоких в области – 6 885,3 тысячи рублей, выше только в Оренбурге – 7 580 рублей.
-- Как новое положение восприняли в коллективах – руководители, воспитатели, младший обслуживающий персонал? Готовы ли они его принять?
-- Сразу скажу, младшего обслуживающего персонала Положение не коснется, потому что их оплата идет через местный бюджет в размере, утвержденном федеральными законами. Сегодня пока нет возможности создать для них стимулирующую часть заработной платы. На практике заведующие находят возможность материально поддерживать таких работников. Главная сложность внедрения эффективного контракта заключается в том, что возможности в каждом учреждении разные: в крупных садах они больше, в маленьких – совсем небольшие, а фонд оплаты труда остается неизменным.
-- Ольга Павловна, как я поняла, существующая система оплаты труда и новое примерное Положение как бы накладываются друг на друга. Так по какой же системе коллективы будут работать?
-- Именно это обстоятельство вызвало недоразумение, слухи о двух табелях начисления заработной платы, двойной бухгалтерии – одна для внутреннего пользования, другая для отчетности. Новое примерное Положение в настоящее время – это, так скажем, рабочий, теоретический документ, позволяющий сделать сравнительный анализ того, что есть, и того, как должно стать, внести необходимые поправки и дополнения, изменить некоторые коэффициенты. Поэтому составляться пока будут два табеля, один по новому положению остается в учреждении, и по нему зарплата начисляться не будет, а второй, действующий в настоящее время, останется работающим до июля включительно, заработная плата будет начисляться по старой схеме. И никакой двойной бухгалтерии.
-- Можно ли сказать, что заработная плата сотрудников вырастет?
-- Однозначно такого сказать нельзя. У кого-то она вырастет, а у кого-то может упасть. Но средняя заработная плата по учреждению останется прежней. Сегодня качество образовательных услуг и услуг по присмотру и уходу за детьми будут определять уровень заработной платы. Человек должен получать заработанное.
Беседовала Антонина ОВСЯННИКОВА.