Это процедура, применение которой позволяет оперативно урегулировать возникающие конфликты, не доводя разрешение спора до судебного разбирательства.
C 1 января 2014 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации об обязательном досудебном обжаловании всех актов налоговых органов ненормативного характера, а также действий и бездействия их должностных лиц. То есть налогоплательщику, прежде чем обратиться в суд, необходимо урегулировать спор в вышестоящем налоговом органе.
Досудебный порядок разрешения налоговых споров имеет ряд преимуществ по сравнению с судебным разбирательством: это более простая и менее формализованная процедура обращения, меньшие сроки рассмотрения жалобы, отсутствие расходов, связанных с оплатой государственной пошлины и других судебных издержек.
Порядок досудебного урегулирования налоговых споров предусмотрен в главах 19, 20 Налогового кодекса Российской Федерации.
Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц.
Налогоплательщикам в целях соблюдения обязательного порядка досудебного обжалования достаточно в установленные сроки обратиться с апелляционной жалобой на не вступившее в законную силу решение по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, либо с жалобой на уже вступившее в законную силу решение или иной акт ненормативного характера, либо подать жалобу в вышестоящий налоговый орган на действия или бездействие должностных лиц налогового органа. Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца со дня его вручения лицу, в отношении которого оно было вынесено.
Жалоба на вступившее в силу решение, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.
Жалоба на иные акты налогового органа, а также действия или бездействие его должностных лиц подаётся в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба (апелляционная жалоба) в вышестоящий налоговый орган подаётся через налоговый орган (инспекцию), чей акт ненормативного характера обжалуется, и в течение 3 дней со дня поступления жалоба направляется со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
Вышестоящим налоговым органом в отношении Межрайонной ИФНС России № 8 по Оренбургской области является Управление ФНС России по Оренбургской области. Сюда и следует направлять жалобы. Адрес: 460021, г. Оренбург, ул. 60 лет Октября, 11а. Адрес налоговой инспекции в Новотроицке: 462360, г. Новотроицк, ул. М. Корецкой, 6а.
Жалобу в вышестоящий налоговый орган можно подавать лично, а также через законного или уполномоченного представителя по почте или с помощью интерактивного сервиса «Обратиться в ФНС России» на официальном сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru).
Жалоба подаётся в письменной форме и подписывается лицом, которое заявляет о нарушении его прав, или его представителем, полномочия которого должны быть документально подтверждены.
В апелляционной жалобе указываются:
-- фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
-- обжалуемый акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
-- наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
-- основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
-- требования лица, подающего жалобу.
К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.
Жалоба на решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное по результатам проведения налоговой проверки, рассматривается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлён не более чем на один месяц.
Жалоба на иные акты налогового контроля, а также действия и бездействие рассматривается вышестоящим налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня её получения. Указанный срок может быть продлён, но не более чем на 15 рабочих дней.
Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, в течение трёх рабочих дней со дня его принятия.
О результатах и ходе рассмотрения жалобы можно узнать с помощью электронного сервиса «Узнать о жалобе», размещённого на сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru).
Принятое вышестоящим налоговым органом решение может быть также обжаловано в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня его принятия либо в суд.
В.ВИКТОРОВА,
советник государственной Гражданской службы РФ 2 класса.