Через годы, через расстояния...
Владимир Григорьевич Зазыкин рассказывал:
– В Новотроицк я приехал в 1956 году после окончания Азово-Черноморского института электрификации. Прибыл сюда по распределению – в «Южуралэлектромонтаж».
В городе я пока еще никого не знал. Новотроицк был в ту пору небольшой, но жизнь в нем кипела, он весь был в лесах новостроек. И, что особенно бросалось в глаза, здесь очень много было молодежи.
В первый же день пригласил молодого специалиста для беседы начальник Новотроицкого управления «Южуралэлектромонтаж» Александр Евстигнеевич Черемных.
– Я посмотрел твое личное дело, – сказал он. – Оказывается, ты с четырнадцати лет во время войны работал на заводе. А после войны стал учиться в школе рабочей молодежи, получил среднее образование. Вижу: трудностей ты не боишься. Институт окончил.
За год Владимир Зазыкин успел поработать исполняющим обязанности мастера, затем – мастером, позже – прорабом. Первым его объектом была трамвайная подстанция. Тогда как раз в Новотроицке готовилась к пуску первая трамвайная линия от строительного техникума до коксохима.
Владимир Зазыкин проработал всего один год, и вот однажды вызывает его Александр Евстигнеевич Черемных.
– Мне нужен главный инженер, – сказал он. – Проще было бы взять кого-нибудь со стороны. А я вот думаю: почему бы не попробовать тебя на эту должность? Как ты смотришь на это?
Зазыкин смутился:
– А смогу ли? Я ведь тут, в управлении, без году неделя.
Но Черемных сказал:
– Будем помогать.
В годы Великой Отечественной войны Александр Евстигнеевич Черемных имел броню, работал в Нижнем Тагиле электросварщиком, электромонтажником. После войны он хорошо показал себя на руководящей работе. Здесь, в Новотроицке, когда он стал начальником монтажного управления, завоевал большой авторитет не только в своем коллективе, но и в городе.
Владимир Григорьевич Зазыкин вспоминал:
– Черемных убедил меня в том, что я смогу работать главным инженером монтажного управления. Хотя и не сразу, но я все-таки согласился. Были у меня на первых порах неудачи, просчеты, и Александр Евстигнеевич что-то прощал мне, по какому-то поводу высказывал свои замечания, и все это делал тактично. Уроки, которые он давал мне, всегда были очень кстати. Он был требовательным. И вместе с тем, если возникали непредвиденные ситуации, оказывал мне помощь и поддержку. Черемных руководил монтажным управлением в пятидесятые и шестидесятые годы. Он был награжден орденом Ленина. И всех нас, кто хорошо знал его, радует то, что одна из улиц Новотроицка названа его именем.
Владимир Григорьевич Зазыкин работал главным инженером восемнадцать лет. В эти годы он участвовал в строительстве крупнейших цехов Орско-Халиловского металлургического комбината. Работать приходилось не только в Новотроицке, но и в других городах восточного Оренбуржья. А на каждой стройке обязательно внедряли что-то новое, и Владимир Григорьевич всегда участвовал в новаторском поиске, умел не останавливаться на полпути, достигать намеченной цели.
С Новотроицким управлением «Южуралэлектромонтаж» его судьба была связана более тридцати пяти лет. В эти годы он работал здесь на разных должностях. Был главным инженером, был руководителем управления, начальником производственно-технического отдела.
Самая дорогая награда для него была медаль «За доблестный труд в годы Великой
Отечественной войны». Это была память о том, как он, совсем еще подросток, встал к токарному станку, начал вытачивать детали на военном заводе. А было это в 1942 году. Была у него еще одна награда – орден Трудового Красного Знамени – за строительство объектов черной металлургии в Новотроицке.
Большая, напряженная программа у электромонтажников была на строительстве Гайского горно-обогатительного комбината. За хорошо организованную работу на этом объекте Владимир Григорьевич стал лауреатом премии Совета Министров СССР.
Престиж Новотроицкого управления треста «Южурал-
электромонтаж» всегда был высок. И в этом немалая заслуга была и Владимира Григорьевича Зазыкина. В эти годы он был награжден одиннадцатью дипломами Госстроя СССР, серебряной медалью ВДНХ.
Примечательным событием в его биографии стала командировка в Болгарию на строительство прокатного стана «1700». Там, на металлургическом комбинате, он был руководителем группы советских монтажников. За успешное выполнение производственной программы он был награжден «Золотым народным орденом Труда» Болгарии.
В семидесятые годы он выезжал в Турцию на строительство алюминиевого комбината. За время командировки надо было сделать очень много. График работы был напряженным. Группа советских электромонтажников успешно справилась с заданием. Перед отъездом на родину Владимиру Григорьевичу была вручена Почетная грамота посольства СССР в Турции.
В постперестроечное время, когда он был уже на пенсии, его пригласили на работу в городской комитет по управлению имуществом, где он пять лет исполнял обязанности главного специалиста.
В 1997 году я встретился с Владимиром Григорьевичем на празднике, посвященном юбилейной дате – 60-летию Новотроицкого управления треста «Южуралэлектромонтаж».
– Когда-то я приехал в Новотроицк молодым специалистом после окончания института, – сказал он. – И сам не знал тогда, что ждет меня здесь впереди, останусь ли в этом городе. И вот теперь, когда с того времени прошло много лет, я снова добрым словом вспоминаю Александра Евстигнеевича Черемных, бывшего руководителя нашей монтажной организации. Он учил нас, молодых, брать ответственность на себя, просчитывать наперед свои возможности и доверял нам, а мы его никогда не подводили. Уже тогда, в первые годы своей работы, я начинал понимать, что никуда не уеду из этого города. Новотроицк стал моей судьбой.
На защите бассейна Урала
Этот природоохранный объект входил в пусковой комплекс универсального стана «800». Сооружался он за пределами заводской территории – в приречной зоне Урала, недалеко от трамвайной остановки «Автоматика». Тогда, в 1978 году, его строительству уделялось особое внимание.
Это гидротехническое сооружение представляет собой огромную, занимающую более 9 гектаров чашу с высокими откосами, возведенную из песка, глины и скальных пород. Это гигантская емкость рассчитана почти на полмиллиона кубометров воды. Недалеко от нее была построена еще одна чаша с более крутыми откосами, но менее вместительная, чем первая. В эти огромные емкости предусматривалось сбрасывать сточные воды из цехов металлургического комбината.
Новые гидротехнические объекты имели исключительно важное значение для защиты бассейна реки Урал от загрязнения промышленными стоками. С вводом их в строй создавался на ОХМК замкнутый оборотный цикл, обеспечивающий прекращение сброса в реку Урал не только промышленных стоков, но и ливневых вод.
Объем гидротехнических работ составил около миллиона кубометров грунта. Причем строительство всего водоохранного комплекса нужно было выполнить в теплое время года – с мая по ноябрь. Таковы особенности гидротехнического искусства.
Уже в марте тишину приречных дорог потревожил гул КрАЗов. С ближних и дальних карьеров они доставляли на площадку песок, глину и скальный грунт. Экипажи водителей Новотроицкой автобазы №2 работали днем и ночью. И уже к началу погожих весенних дней здесь возвышались целые горы песка и глины, огромные навалы бурых глыб твердых скальных пород.
Теперь в работу вступили экскаваторщики, машинисты скреперов и бульдозеров. Весь берег был поднят на дыбы. Земляные работы выполняли бригады Новотроицкого управления «Спецстрой-3». Котлованы для емкостей были подготовлены в установленный срок. На гидротехнических работах высокий класс мастерства показали экипажи экскаваторщиков Петра Жидкова и Аркадия Коротаева, Анатолия Бердникова и Леонида Верещагина.
На строительстве природоохранного комплекса было уложено 130 тысяч высококачественных дамб, выполнена большая работа по отсыпке экранов, дренажа, по отделке, трамбовке и мощению откосов, где укладка песка, глины и скального грунта производилась в шесть слоев. Трудность этой работы была в том, что не каждый бульдозер мог взять крутой подъем откоса. Эту высоту штурмовали машинисты Владимир Иванов и Лев Лянгер, работавшие на могучем бульдозере системы «Интер». Мощность этой машины – 337 лошадиных сил.
На участке гидротехнических сооружений работали также слесари-трубоукладчики «Спецстроя-2». Было уложено монолитного и сборного железобетона 3500 кубов, смонтировано около 15 километров железобетонных, чугунных и стальных труб больших и малых диаметров. На монтаже сбросного коллектора работала бригада слесарей-трубоукладчиков Михаила Королева.
На участке природоохранных сооружений была построена насосная станция.
С 1978 года этот гидротехнический комплекс служит верой и правдой комбинату и городу. Сюда, в гигантскую чашу, сбрасывается горячая техническая вода из цехов ОХМК. Здесь она охлаждается и одновременно отстаивается, а затем снова подается на комбинат для промышленных нужд. Это дает возможность сокращать забор воды в реке Урал, а значит, экономить природные ресурсы.
Материалы подготовил Валентин КАРГА.