Как поднимали великана
В 1977 году в Германской Демократической Республике на Лейпцигском заводе подъемно-транспортного оборудования был изготовлен по заказу Советского Союза гигантский грейферный кран-перегружатель шпренгельно-балочной конструкции. Общий вес стального гиганта, включая электрооборудование, превышал 500 тонн.
Секции опор и моста крана-тяжеловеса в разобранном виде были доставлены по железной дороге в Новотроицк. Многотонные конструкции сгрузили с платформ на монтажную площадку в зоне действующего угольного склада ТЭЦ Орско-Халиловского металлургического комбината.
Высочайшие требования предъявлялись на монтаже портальных кранов-гигантов. Предельная точность нужна при планировке строительной площадки и сооружении монолитных фундаментов, при подготовке подкрановых путей и сборке конструкций.
На этот раз монтажникам предстояло провести смелый эксперимент. Громоздкий мост длиной 100 метров вместе с консольной частью решено было поднять новым методом – с собственных опор монтируемого крана-перегружателя. Этот способ был предложен группой специалистов Новотроицка – начальником производственно-технического отдела управления «Востокметаллургмонтаж» В.Таболиным, начальником Новотроицкого отдела Магнитогорского филиала Всесоюзного института «Гипрометаллургмонтаж» С.Загуменниковым и главным инженером проекта по монтажу кранов трубчато-балочной конструкции Магнитогорского филиала А.Кузьминым.
При сборке портальных кранов-перегружателей мост обычно поднимали в готовом виде. Чтобы доставить такую махину на высоту, приходилось возводить на монтажной площадке временные вспомогательные сооружения. Устанавливали громадную восьмиколонную металлическую эстакаду весом до 200 тонн, монтировали портальные подъемники высотой до 30 метров. А на Уваровском химзаводе при монтаже крана-перегружателя были установлены гигантские стальные мачты с винтовой системой крепления и стягивающими полиспастами. При этом применялись на монтаже сверхмощные стреловые и башенные краны.
А теперь вернемся на площадку, расположенную в зоне угольного склада ТЭЦ ОХМК. Парни из Новотроицкого управления «Востокметаллург-монтаж» выполнили здесь большую работу. Уже подняты величественные трапециевидные опоры, смонтированные с помощью кранов МПК-40 и СКГ-63А. Секции пролетной части монтировались не на эстакаде, а на опорных стойках, установленных под все стыки моста. Непривычно то, что на монтажной площадке нет ни традиционной громадной эстакады, ни портальных подъемников, ни сверхмощных башенных кранов.
И хотя в предыдущие годы на счету старшего прораба Александра Десятова было немало смелых побед, накануне подъема моста он заметно волновался.
И этот день наступил. С пульта управления включаются четыре электролебедки. Они соединены стальными канатами с полиспастами. И вот двинулся вверх громаднейший мост вместе с грейферной тележкой, кабиной крана с электрооборудованием и обслуживающими площадками, подтележечными рельсами. Медленно, без остановок мост ползет вверх и достигает проектной отметки. Мост устанавливается на высоте 20 метров.
Так впервые на стройках Урала был проведен смелый эксперимент – подъем моста импортного крана-перегружателя выполнен с собственных опор. В этой работе принимали участие специалисты Новотроицкого управления треста «Востокметаллургмонтаж» старший прораб Александр Десятов, старший энергетик Владимир Кобзев, бригады монтажников, которые возглавляли Алексей Семендеев, Сагит Хаснулин, Геннадий Шихалеев.
За счет значительного сокращения объема работ по устройству временных вспомогательных сооружений только на монтаже одного грейферного крана-перегружателя было сэкономлено 110 тонн дефицитного металла. При новом методе отпадала необходимость использовать стреловые и башенные краны большой грузоподъемности, а также мачтовую систему. Кроме того, сейчас не надо было выполнять такие трудоемкие операции, как надвижка опор и монтаж грейферной тележки после подъема моста на проектную отметку.
Этот метод получил высокую оценку в Минмонтажспецстрое СССР.
В Новотроицком управлении «Востокметаллургмонтаж» и в Магнитогорском филиале Всесоюзного института «Гипрометаллургмонтаж» были разработаны для заводов подъемно-транспортного оборудования рекомендации по модернизации конструкций моста с целью усовершенствования технологии подъема пролетной части с собственных опор.
Ленинградский заказ
Чтобы защитить Ленинград от наводнений, решено было на подступах к нему – по Финскому заливу – воздвигнуть систему мощных гидротехнических укреплений протяженностью более 25 километров. Эта эстакада должна была пройти от северного берега залива через остров Котлин (Кронштадт) и до города Ломоносова. Поднявшись над уровнем водной поверхности до восьми метров, защитные сооружения одновременно должны были стать и скоростной автомагистралью: эстакаду предусмотрено было воздвигнуть шириной 35 метров.
Сооружаемый комплекс в Финском заливе был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
Для гигантского объекта требовались миллионы кубометров бетона и железобетона, тысячи тонн высокопрочной стали. Только в дно и в прибрежную часть Финского залива надо было забить 100 тысяч тонн металлических шпунтов.
Тогда, более тридцати лет назад, заказы Всесоюзной ударной стройки выполняли многие предприятия страны, в том числе – Орско-Халиловский металлургический комбинат. В ту пору в Новотроицке побывала делегация ленинградцев, в состав которой входили строители защитных сооружений и работники Ленинградского обкома комсомола. Они встречались с металлургами комбината, рассказывали о значении защитных укреплений на подступах к Ленинграду, о том, что на северном участке Финского залива уже идет строительство первого яруса защитных дамб, развернулась работа на трех водопропускных сооружениях и на одном судопропускном комплексе.
Гости из Ленинграда сообщили о том, что штаб Всесоюзной ударной стройки уже поддерживает постоянную связь с двадцатью тремя предприятиями, выполняющими заказы для строительства гидротехнических сооружений в Финском заливе. И высказали пожелание новотроицким металлургам – поставлять металл для стройки в установленные сроки.
Первый заказ, поступивший из Ленинграда, в Новотроицке был выполнен своевременно. В листопрокатном цехе ОХМК – на стане «2800» – металл для защитных сооружений прокатывала бригада №2. На участке листоотделки формировала эту партию стального листа бригада Нины Комисаровой.
Вскоре в листопрокатном цехе комбината были выполнены еще два ленинградских заказа. В этот раз металл прокатывала смена мастера стана Виктора Зеленкина. На участке листоотделки металл готовили к отправке сортировщики-сдатчики Валентина Ильичева и Любовь Чугушева.
– Выполняя первые заказы, поступившие из Ленинграда, мы уже отправили три вагона с металлом повышенной прочности, – сказал старший мастер участка листоотделки Вильям Модус. – Это в общей сложности 204 тонны листовой стали, из которой будут изготовлены металлоконструкции, предназначенные для строительства гидротехнических сооружений в Финском заливе.
Заказам, поступающим из Ленинграда, была открыта на ОХМК «зеленая улица». Сталеплавильщики и прокатчики комбината выполняли их с особой ответственностью. Каждую партию металла отправляли в Ленинград в назначенные сроки.
Материалы страницы подготовил Валентин КАРГА
На снимке: комплекс защитных сооружений
Санкт-Петербурга (дамба).