Свой день рождения Виктор Валентинович Морозов может отмечать целых два дня – последний и первый день каждого года. В последний день декабря он родился, а дата 1 января вписана в его свидетельство о рождении по желанию матери, которая хотела на целый год отсрочить в будущем призыв сына в армию. Но нынешний новогодний праздник для него особенный: он будет отмечать свой 60-летний юбилей.
С Виктором Валентиновичем мы встретились незадолго до этой даты в кабинете директора Новотроицкого мясокомбината. Несколько лет назад это был его рабочий кабинет, но и сегодня Морозова можно встретить на предприятии почти ежедневно. У него эксклюзивная должность – официальный представитель учредителя, советник по экономическим вопросам руководителей трех пищевых предприятий города – мясокомбината, молокозавода и комбината хлебопродуктов. Он наравне с директорами несет персональную ответственность за успешную работу этих предприятий.
Мы знакомы с Виктором Валентиновичем пятнадцать лет – с того момента, как он стал директором Новотроицкого молокозавода. По роду своей журналистской деятельности я имела возможность видеть и рассказывать на страницах газеты «Гвардеец труда», как он поднимал на ноги одно предприятие за другим – молокозавод, потом птицефабрику и мясокомбинат. Он приходил, когда дела там были из рук вон плохи, предприятия дышали на ладан, а уже буквально через полгода-год экономические показатели начинали идти в гору: закупалось новое оборудование и начиналась реконструкция, увеличивались объемы производства, повышалось качество продукции, росла зарплата работников. Например, в феврале 2002 года было учреждено ООО «Новотроицкий мясокомбинат», в которое как подразделение входила и птицефабрика «Восточная». На птицефабрике поголовье птицы составляло всего 17 тысяч кур-несушек, и тех нечем было кормить. Экономика была в полном развале, коллектив работал с огромными убытками. А когда через три года птицефабрику выделяли в самостоятельное предприятие, там было уже 350 тысяч кур-несушек и экономика на подъеме.
Но самый яркий пример успешной деятельности Виктора Валентиновича Морозова – это, пожалуй, Новотроицкий мясокомбинат. Я побывала там, когда он только-только принял дела. Хорошо помню свои первые впечатления. Для меня им была устроена небольшая экскурсия по производству, хотя там и показывать-то было нечего. Наши шаги гулко отдавались в пустынном цехе. Людей не было видно: предприятие не работало из-за отсутствия сырья. Посередине цеха сиротливо стоял единственный и к тому же бездействующий агрегат – фаршенабивная машина. А тошнотворный запах горелых костей преследовал меня еще несколько дней после этой экскурсии.
Производственная мощность мясокомбината изначально была рассчитана на выпуск 40 тонн продукции в месяц, а выпускалось едва ли пять тонн. И то если удавалось добыть сырье. Морозов рассказывал о своих ближайших планах, о том, какая зарплата будет у работников через пару лет, а я ловила себя на мысли, что не знаю, верить его словам или нет. Начинать ему приходилось фактически с нуля, не имея при этом ни свободных денег, ни договоров с поставщиками, ни нормального оборудования. Только коллектив, разбаловавшийся от бездействия и воровства, которое помогало людям компенсировать отсутствие зарплаты.
То, о чем Виктор Валентинович говорил, казалось больше похоже на буйную фантазию, чем на реальный бизнес-план. Но к тому времени у него за плечами уже был опыт решения таких же сложных задач на молокозаводе. Значит, он был уверен, что всё получится и здесь.
Смолоду его жизнь выстраивалась по обычной схеме. Окончил строительный техникум. Отслужил в армии. Работал по специальности – строителем. В «Спецстрое-2» мастером, прорабом, начальником участка. В Ясном на строительстве асбестового комбината – главным инженером одного из управлений треста «Киембайасбестстрой». Потом он получил еще одну специальность – инженера-автомеханика. Морозова с детства тянуло к автомобилям, водительские права он получил уже в 17 лет. В зрелые годы окончил автомеханический факультет ВЗПИ. Работал рядовым водителем, начальником автоколонны в Новотроицком пассажирском автопредприятии, главным инженером автоколонны в Орске.
В начале 90-х годов, когда экономика стала разваливаться, сменил несколько мест работы. И все время Виктора Валентиновича не покидало ощущение, что его способности остаются невостребованными, что обстоятельства не позволяют реализовать их в полной мере.
Как-то еще в ПАТП секретарь парторганизации однажды сказал ему: «Витя, ты никогда не станешь руководителем, если не вступишь в партию». Но дело было скорее в другом – в его «неудобном» характере. Он не заглядывал ни партийному, ни иному начальству в глаза и всегда прямолинейно говорил то, что думал. И делал то, что считал нужным. В цене же тогда были совсем другие качества, а не его очевидные организаторские способности и экономическое чутье, совершенно потрясающая работоспособность и умение находить выход в критических ситуациях.
Перелом в его судьбе случился в 1995 году, в самый разгар экономического хаоса. Началось с того, что одному предпринимателю, который организовал бизнес на поставках зерна, срочно потребовалось построить большой гараж для нескольких машин. Главное требование было одно: сделать быстро, что при всеобщем раздрае в середине девяностых, согласитесь, было непросто. Морозов с задачей справился блестяще: гараж был построен за две недели. Предприниматель оценил его деловые качества. Ему неважны были ни идеологические взгляды Виктора Валентиновича, ни удобные или неудобные особенности его характера. Умение делать дело решило всё.
Вскоре он доверил Морозову поставить на ноги молокозавод.
Вы еще не забыли то время? В 1995 году в Новотроицке легче было купить молоко из Орска или Гая. Его продавали прямо на улицах даже зимой. Новотроицкий молокозавод продолжал по старинке выпускать молоко в стеклянных бутылках, да и тех уже не хватало: стекло билось, а на пополнение стеклотары не было денег. Сметана и творог продавались на развес, потому что не было средств на установку упаковочных автоматов. Сельские хозяйства из-за огромной задолженности отказывались везти молоко, а магазины неохотно брали продукцию в стеклотаре и не перечисляли деньги гибнущему заводу.
Морозову предстояло найти то звено, за которое можно было вытащить предприятие из кризиса. Этим звеном были поставки молока. Как уж он там разговаривал с руководителями хозяйств, какие давал гарантии, но, видно, Виктор Валентинович был убедителен, потому что ему поверили.
Новый директор экономил на всём, считал каждую копейку, жестко пресекал любую попытку воровства, стоял над душой, следя за качеством продукции. Он на практике изучал технологию переработки молока, вместе с главным технологом Лидией Григорьевной Андреевой дегустировал готовую продукцию, изучая ее вкусовые качества. И вскоре уже со знанием дела мог предъявлять требования.
– Я давно заметил, что у меня стандартный вкус, – как-то сказал Виктор Валентинович. – Если какая-то продукция мне нравится, это значит, она понравится большинству покупателей.
Первые деньги, которые появились на банковском счету завода, он перечислил поставщикам: Морозов умел держать слово и дорожил своей репутацией. Так было тогда, так оставалось и во все последующие годы. Поэтому хозяйства с удовольствием повезли свою продукцию в Новотроицк.
Вторая по важности задача – вернуть рынок. Виктор Валентинович с первого же дня начал работать с магазинами, искал способы потеснить конкурентов, вел переговоры с оптовыми потребителями. Даже на помощь со стороны городской администрации рассчитывать не приходилось, как ни доказывал он, что бюджет должен быть заинтересован в устойчивой работе предприятия. В бизнес-сообществе его понимали лучше.
Праздником для него был тот день, когда он понял, что наконец-то появилась возможность приобрести фасовочные автоматы и современные упаковочные материалы, а потом и собственные молоковозы.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. За каждым, даже небольшим успехом стоял ежедневный изматывающий труд, контроль на всех технологических переделах. В качестве анекдота до сих пор рассказывают, как однажды он сам решил пересчитать количество изюминок в творожном сырке. Должно было быть 13-15 штук – оказалось меньше. Был скандал, и очень не поздоровилось тем, кто попытался таким образом сэкономить на потребителях.
Он приезжал на завод и поздно вечером, и даже ночью, чтобы проверить, как идут дела в отсутствие руководства. Бывало, кое-кто пытался обвести Морозова вокруг пальца, пользуясь тем, что он по образованию строитель, автомобилист, но никак не специалист по переработке молока. Не тут-то было. Виктор Валентинович всегда умел учиться. Он вспоминает, как, готовясь к поступлению в ВЗПИ, за считанные недели освоил школьный курс математики, которую, честно скажем, не очень жаловал в школе. Да так освоил, что и вступительные экзамены сдал прекрасно, и вуз окончил досрочно, и диплом защитил на «отлично». Став директором молокозавода, он изучал тонкости экономики и технологии, сам проверял все экономические расчеты. «Меня невозможно обмануть, – предупреждал он. – Я много прошел, много чего знаю и все вижу».
За четыре года Морозов крепко поставил предприятие на ноги. Теперь новотройчане предпочитали местную продукцию, а у завода появились грамоты и призы областных и всероссийских выставок, в которых отмечалось высокое качество новотроицких молокопереработчиков.
Некоторые скептики пожимали плечами: еще бы Морозову не работать успешно, имея финансовую поддержку учредителя! Реальность же состояла в том, что никаких финансовых вливаний не было. Да, учредитель высоко ценил работу Виктора Валентиновича, одобрял его замыслы и не изымал заработанную прибыль, понимая, что Морозов с максимальной эффективностью сумеет использовать ее для развития.
Когда он убедился, что молокозавод крепко стоит на ногах, бросил своего «кризисного» менеджера на новый прорыв – поднимать мясокомбинат и птицефабрику. И снова все сначала – поиск решающего звена и более эффективной организации труда, программа экономии ресурсов, жесткое наведение порядка…
О том, как Виктор Валентинович Морозов налаживал работу мясокомбината, можно написать целую книгу, и она стала бы настоящим учебником по руководству предприятием в периоды острых кризисов. Его деятельность – это классический пример того, как шаг за шагом решались самые сложные управленческие задачи, порой казавшиеся совершенно неразрешимыми. Напомню: мощность завода была рассчитана на производство 40 тонн продукции в месяц. Но наступил день, когда Морозов заявил: будем проводить масштабную реконструкцию, чтобы на тех же площадях, почти при том же штате работников увеличить мощность до 1 тысячи тонн в месяц. Ее провели без привлечения банковских кредитов и финансовой помощи со стороны учредителя, только за счет собственной прибыли. К тому времени у Морозова появился помощник – он передал бразды управления предприятием Анатолию Поликарпову, оставаясь куратором проекта и экономическим советником нового директора.
Сегодня устойчивый выпуск продукции на Новотроицком мясокомбинате достигает 900 тонн, а в декабре 2009 года было и 960 тонн. Предприятие сертифицировано в соответствии с международными стандартами, его продукция завоевала десятки дипломов и призов областных и всероссийских выставок.
Был в жизни Виктора Валентиновича короткий период, всего один год, когда его пригласили работать в городскую администрацию первым заместителем главы города. Это было нелегкое время. Морозову часто приходилось исполнять обязанности главы Новотроицка.
Напряженная работа не проходит бесследно для здоровья. В 2004 году Виктору Валентиновичу пришлось решиться на операцию на сердце. К счастью, она прошла благополучно. А недавно врачи, проводя обследование, с удивлением обнаружили, что даже следов на сердце от операции не осталось. Значит, можно жить и работать дальше.
Морозов из тех людей, чья личность наилучшим образом раскрывается в делах. В них – смысл и удовлетворение его жизни. Он с упорством бульдозера идет к поставленной цели. Такой уж характер!
– Я сделал все, что человеку положено сделать в жизни, – говорит он. – Родил и вырастил сына и дочь, сегодня у меня уже пять внуков. Построил дом. Посадил дерево, и не одно.
Три предприятия, в которые он вдохнул жизнь, почему-то в список дел, важных для оценки прожитых лет, не вошли. Может быть, потому, что этот список еще не закончен. В настоящее время учредитель начинает строительство в Оренбурге нового мясокомбината, и Морозову предстоит курировать осуществление этого проекта.
Светлана КРАВЦОВА.